В 1947 году в КБ Илюшина, Сухого и Туполева начались работы над реактивным
тактическим бомбардировщиком. По требованию заказчика самолет должен был переносить 1000 кг
бомбовой нагрузки на расстояние 2000 км при
высоте полета 11000 м. Скорость новой машины должна
была составлять не менее 900 км/час. Илюшин воспользовался опытом, полученным при
проектировании бомбардировщика Ил-22. В январе 1948 года проект нового самолета уже был готов,
а в июле того же года был облетан первый прототип, который получил обозначение Ил-28.
Все основные характеристики оказались неожиданно высокими и уже весной 1950 года первые серийные машины начали поступать
на вооружение бомбардировочных полков.
Ил-28 представлял собой двухдвигательный, свобднонесущий, цельнометаллический верхнеплан с
прямыми крыльями и наклонным хвостовым оперением. Скелет фюзеляжа был изготовлен из
дюралюминия и покрыт алюминиевой жестью
толщиной 12 мм. В передней герметичной части фюзеляжа размещалась кабина пилота и штурмана-бомбардира.
Толщина стекла составляла 10-16.5 мм. Во время полета штурман сидел в передней части своего отсека во
время обслуживания навигационного и прицельного оборудования. В остальное время он сидел на
заднем катапультном кресле, размещенном над нижним входным люком. При
необходимости штурман мог вести самолет сам, без помощи пилота. Фонарь кабины пилота изготавливался из
пуленепробиваемого стекла толщиной 10-18 мм. При необходимости покидания кабины
экипажем первым катапультировался штурман, а затем пилот. В центральной части фюзеляжа
было установлено пять так называемых "мягких" топливных баков общей емкостью 8000 литров. Под
крыльями размещался бомбоотсек длиной 4.18 м, шириной 0.95 м и высотой 1.1 м. Самолет мог переносить
одну ядерную бомбу. В хвостовой части фюзеляжа была установлена герметичная кабина
кормового стрелка, защищенная бронестеклом толщиной 102 мм в лобовой части и 68 мм по бокам.
Вход в кормовой отсек осуществлялся через люк в полу.
Прямые толстые крылья имели относительно небольшую подъемную силу. Они состояли из центроплана,
образующего единое целое с фюзеляжем и съемных внешних фрагментов. Цельнометаллические закрылки и
элероны управлялись гидравлически.
Свободнонесущее хвостовое оперение имело значительные углы отклонения.
Горизонтальное оперение имело размах 7.36 м с
положительным углом наклона 7 градусов. Конструкция оперения способствовала хорошей управляемости на
высоких скоростях. Трехстоечное шасси было образовано носовой стойкой с двумя колесами, убираемыми
назад в нишу в передней части фюзеляжа. Основное шасси с одиночными колесами убиралось вперед
в нишу в гондолах двигателей с поворотом на 90 градусов. В движение машина приводилась
двумя реактивными двигателями ВК-1 тягой
26.48 кН (2700 кг) каждый. Двигатели размещались в подкрыльевых
гондолах.
Для взлета бомбардировщиков с коротких ВПП можно было использовать два вспомогательных
ракетных ускорителя PSR-1500, устанавливаемые по обеим сторонам фюзеляжа под крыльями.
Оборонительное вооружение самолета состояло из двух пушек НР-23 калибра 23 мм, стреляющие по ходу движения,
которые обслуживались пилотом. Две таких же пушки были размещены во вращающейся башенке
с гидравлическим приводом в тыльной части фюзеляжа. Над кабиной стрелка был установлен
радар предупреждения об угрозе с задней полусферы. Связь с землей на больших расстояниях
обеспечивала бортовая радиостанция РСБ-5, обслуживаемая штурманом. Кроме того, в состав
бортового оборудования входил радиовысотомер КВ-10, радиостанция РСИУ-3М, предназначенная
для поддержания связи с самолетами, летящими в группе, радиовысотомер РВ-2, полурадиокомпас АРК-5
автопилот АП-5, система внутренней связи и ответчик системы "свой-чужой". Для сокращения
длины пробега при посадке использовался тормозной парашют, размещаемый под кабиной стрелка.
Ил-28 отличался удобством в эксплуатации и ремонте, легким доступом ко всем узлам для
технического персонала. Всего было построено около 5000 машин в нескольких вариантах. Одна из них
представляла собой учебно-тренировочный самолет, оборудованный двойной системой управления
и дополнительный комплект приборов. В этой версии носовой отсек был закрыт
алюминиевыми пластинами. Кабина инструктора размещалась перед кабиной курсанта. Никакого вооружения на этой
модификации не устанавливалось. Чуть позже появился торпедно-минный Ил-28Т, предназначенные
для морской авиации, штурмовая версия Ил-28Ш, а также гражданская версия, используемая
Аэрофлотом для почтовых и транспортных задач.
В 1953 году Ил-28 поступили и на вооружение стран Варшавского Договора,
в том числе и Польши. Эти машины заменили пикирующие бомбардировщики Пе-2. На вооружении состояли до середины
семидесятых годов.
Основные тактико-технические данные
Назначение - тактический бомбардировщик, торпедно-минный или разведчик
Вооружение - четыре пушки НР-23 калибра 23 мм с боезапасом по 200 и 250 снарядов.
Бомбовая загрузка - 2000 кг или две авиационные торпеды,
Параметры модели
Издатель: GPM №21/1998
Масштаб 1:33
Размеры: 650*580*220 мм
Объем: 16 листов A4
Компьютерный дизайн: нет
Степень сложности:
Особенности модели
Серебристый металлик, польские опознавательные знаки. Весьма неплохо изготовлен
интерьер кабины, с использованием готовых фонарей от Gomix (приобретаются отдельно!)
можно рассчитывать на весьма эффектную модель. К сожалению, у издателя тираж распродан,
нам удалось забрать последние остатки, из которых на складе осталось буквально пара штук.