|
| HA-A8
Идея боевого применения самолета с вертикальным взлетом/посадкой возникла еще в конце второй мировой войны. Пионером в этой области стал немецкий ракетный самолет Natter (его модель выпускалась когда то журналом Maly Modelarz). После окончания второй мировой войны в 1956 г. французский конструктор М. Вибо разработал проект самолета Гироптер, который благодаря поворачиваемым двигателям, расположенным по обоим бортам фюзеляжа, мог вертикально взлетать и садиться. Однако наибольших успехов в этой области удалось достичь англичанам. Прежде всего, в 1957 году появился двигатель Pegasus, обеспечивающий вертикальный взлет самолета. Вскоре, в марте 1959 года, было принято решение о строительстве двух прототипов самолетов с вертикальным взлетом под кодовым обозначением P1127. А 21 ноября 1960 г. P1127, пилотируемый А. Бедфордом, в первый раз оторвался от земли и выполнил зависание. Через полгода, после устранения нескольких выявленных недостатков в системе управления и шасси, 13 марта 1961 г. второй прототип был допущен к летным испытаниям и достиг скорости 927 км/час.
Для проверки оперативных возможностей нового самолета в условиях современного поля боя была создана специальная испытательная группа из американских, британских и немецких пилотов. Пилоты этой группы выполнили 938 полетов до 1965 года, стартуя и садясь на различные поверхности - траву, бетон, металл и т.д. Собственно говоря, именно результаты испытаний привели к решению начать серийное производство самолета, который впоследствии получил название Harrier. Первый полет серийной машины состоялся в декабре 1967 года, а в апреле 1969 Harrier уже состоял на вооружении боевых подразделений (модификация Harrier GR Mk.I). На авиасалоне в Фарнборо в 1968 г. самолет произвел фурор и достаточно многие делегации заявляли о желании его приобрести, но как только дошло до дела, остался только один покупатель - корпус морской пехоты США, где самолет получил обозначение AV-8A. Тем временем англичане продолжали работать над машиной, в результате чего появились очередные модификации - Gr Mk.3, GR Mk.5, GR Mk.7, AV-8B и учебная модификация T Mk.2. Вскоре самолетом заинтересовался и военно-морской флот Великобритании, поскольку приостановка строительства больших авианосцев поставило вопрос о замене традиционных палубных самолетов на авиацию с вертикальным взлетом и посадкой. В результате Harrier "приземлился" на палубах Invincible, Hermes, Ark Royal. Его прототип Sea Harrier FRS Mk-1 был облетан 21 августа 1978 г. Главное отличие этого самолета от его "сухопутной" версии заключается в конструкции носовой части фюзеляжа - увеличенный нос самолета в котором размещен радар Ferranti Blue Box во время стоянки разворачивается на 180 градусов. Кресло пилота в кабине новой модификации размещено выше, благодаря чему удалось улучшить обзор, а кроме того было выделено пространство для установки новой навигационно-прицельной системы. Во время войны 1982 года за Фолклендские острова самолеты этого типа неоднократно продемонстрировали свою высокую надежность и возможность выполнения до шести боевых вылетов за день в экстремально трудных погодных условиях. Техническое обслуживание самолетов осуществлялось ночью, зачастую во время града и при ужасном освещении. Но каждое утро 95% парка самолетов было готово к очередным боевым вылетам. Патрульные полеты выполнялись на высоте 3000 м со скоростью 460 км/час, а при обнаружении противника в течение нескольких секунд развивал скорость в 1110 км/час. В ходе воздушных боев пилоты Sea Harrier сбили 31 самолет и вертолет Аргентины, 24 из которых пришлось на долю ракет AIM-9L, а 7 - на огонь бортовых пушек. Собственные потери составили 6 машин, сбитых огнем ПВО, и 4 потерянных от различных неисправностей. Модель представляет Sea Harrier FRS Mk-1 из 801 дивизиона, базирующегося в 1982 г. на HMS Invincible. Основные тактико-технические данные
Параметры модели
Особенности моделиНа фотографии представлена модель Sea Harrier, выполненная Вячеславом Сокольцом (http://paperwings.newmail.ru). Публикуется с любезного разрешения автора. На его сайте вы найдете описание процесса сборки другие фотографии готовой модели и ее компонентов. Цена351 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|