|
| HA-A25
В середине 30-х годов не было истребителя, который бы пользовался такой известностью у авиаторов всего мира, как И-16. По внешнему виду и летным качествам он резко отличался от всех своих современников. Минимальные размеры, бочкообразный фюзеляж, маленькое крыло и заголовник кабины пилота определяли неповторимость и оригинальность его конструкции. История самолета началась в 1933 году, когда по заданию ВВС Н. Н. Поликарпов приступил к проектированию истребителя-биплана (будущего И-15). Одновременно, в инициативном порядке Поликарпов разрабатывал проект скоростного истребителя-моноплана, получившего название И-16. И это при том, что в начале 30-х годов авиастроители и военные были убеждены в том, что понятия "истребитель" и "биплан" неразделимы. Поэтому споры о компоновочной схеме И-16, начавшиеся еще на этапе проектирования, не прекращались даже во время серийного выпуска и освоения машины в строевых частях. На испытаниях, как и рассчитывали конструкторы, моноплан показал скорость, значительно превышающую скорость всех известных зарубежных и отечественных истребителей. Однако из за неустойчивости в полете в ряде режимов испытания было предложено прекратить. Машина оказалась сложной в управлении, а кроме того, возникли сомнения в ее штопорных характеристиках. И лишь авторитет В. Чкалова, многократно вводившего самолет в штопор и выходившего из него, позволил продолжить испытания. Самолет И-16 был запущен в серийное производство, однако по мере его освоения начали возникать проблемы. Строевые летчики, привыкшие к менее скоростным и не столь сложным в управлении машинам, не сразу приняли И-16, и после ряда летных происшествий и аварий стали относиться к новому истребителю с опаской. В результате пришлось создать группу для показательных полетов из пяти ведущих летчиков-испытателей. А в 1936 году был разработан учебный самолет УТИ-2 на основе И-16 тип 4, который позволил заметно повысить безопасность освоения пилотирования на И-16. Вскоре в машину поверили, полюбили его и ласково стали называть то "ишачком", то "ястребком". Повседневная эксплуатация в строевых частях показала, что в принципиальной схеме И-16 еще при разработке были заложены большие технические возможности. С целью совершенствования в И-16 вносились изменения, не затрагивающие схему и геометрию планера, позволявшие поддерживать истребитель на уровне требований времени в течение ряда лет. От серии к серии росла мощность (от 480 до 1100 л.с.) и высотность (с 7130 до 10800 м) двигателей. Количественно и качественно изменялось вооружение. На разных вариантах могли быть установлены ушки; четыре пушки. На отдельных модификациях подвешивалось до шести реактивных снарядов РС-82. Однако после внесенных изменений масса самолета превышала 2000 кг. За 7 лет серийного производства с 1934 по 1941 г. было построено 8194 машин всех модификаций. К началу войны И-16 находился на вооружении западных округов, составляя более 50% от общего числа истребителей. Машина, хорошо освоенная летным составом, оставалась в строю до 1944 года. Представленная модель соответствует И-16 тип 18 (1939 г). Двигатель М-63 (1100 л.с.) По сравнению с предыдущей модификацией тип 10 в ней усилена конструкция, Введены два подвесных топливных бака на 200 л. Вооружение - 4 пулемета ШКАС калибра 7.62 мм. Могли устанавливаться 4 пулемета ШКАС и один 12.7 мм БС под или над мотором. Подвешивались 6 РС-82 или до 500 кг бомб. Максимальная скорость - 489 км/час. Наиболее результативным летчиком-истребителем на северном участке войны – в районе Мурманска - стал летчик 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота Борис Сафонов. Первый немецкий самолет ст. лейтенант Сафонов сбил на своем И-16 24 июня 1941 года, а через месяц довел свой боевой счет до 10 побед. Осенью 1941 года 72-й сап получил на вооружение английские истребители Hurricane. Но прежде чем пересесть на Hurricane Сафонов только на И-16 сбил 14 немецких самолетов. К лету 1942 года Сафонов в звании майора назначается командиром 72 сап., а полк за успешное ведение боевых действий получает название 2-й Гвардейский иап. Сам Борис Сафонов имел 25 личных побед и 14 побед в группе, он стал первым советским летчиком, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза. Яркая боевая судьба Бориса Сафонова оборвалась 30 мая 1942 г. – встречая морской конвой PQ-16, пилот погиб при выполнении боевого задания. Основные тактико-технические данные (И-16 тип 29)
Параметры модели
Особенности моделиУмеренно сложная модель. Детальный интерьер кабины пилота и макет двигателя делают модель весьма привлекательной для любителей советской авиации. Элероны и закрылки даны в виде отдельных деталей и могут быть сделаны подвижными. Окраска и бортовые номера соответствуют машине Бориса Сафонова - пилота 72 CАП. Цена379 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|