Многие специалисты в области
отечественной авиации считают Як-3 лучшим
советским истребителем второй мировой
войны. Этот самолет представлял собой
результат развития Як-1 в части повышения
скорости, маневренности и потолка. Цели
модернизации были достигнуты за счет
тщательной коррекции аэродинамики
прототипа (удаление всех выступающих
частей, сглаживание поверхности и
перемещение центра тяжести ниже). Кроме
того, был уменьшен размах крыла и внесено
большое количество других изменений, в
результате которых масса самолета была
уменьшена на 200 кг.
Первые серийные Як-3 появились во время
Курской битвы летом 1943 года. Первые же
вылеты показали столь серьезное
преимущество над Bf.109-G2, что немецкие пилоты
получили приказ избегать столкновения с
самолетами этого типа. Так, напрмер, ст.л-т А
Ершов в ходе шести боев сбил 10 самолетов
противника. На Як-3 летали и летчики полка
"Нормандия-Неман".
Всего за четыре года выпуска было
построено 4848 самолетов этого типа.
Последние опытные экземпляры, оснащенные
двигателем WK-108, достигали скорости 740 км/час.
Модель выполнена в одном из типовых
вариантов камуфляжа советских ВВС..
Основные тактико-технические данные