После того, как в 1918 году Польша обрела независимость, на ее территории, как говорят
сами поляки "меж трех заборов", оказалось довольно много стремительно устаревающих самолетов
всех воюющих держав. Одним из них оказался и российский четырехмоторный бомбардировщик ИМ-Г1 "Илья Муромец".
Общее же количество различных летательных аппаратов составляло около 400, но бомбардировщиков среди
них было только четыре, включая "Илью Муромца". Вскоре поляки, впрочем, приватизировали
еще один бомбардировщик Gotha GIV, который совершил вынужденную посадку, но все равно, пяти
машин для агрессивной польской военщины было маловато... Однако решение проблемы затягивалось и только
в 1937-38 годах на свет появилось одновременно два проекта - деревянно-металлический Zubr
и цельнометаллический Los.
Проектные работы над самолетом Pzl P-37 Los, были начаты весной 1934 года. Первый прототип
был облетан в июне 1936 года. По результатам испытаний в конструкцию было внесено ряд изменений.
Эта машина оказалась единственным бомбардировщиком полностью польской разработки и
производства, которая поступила на вооружение бомбардировочных частей польских ВВС.
Однако его возможности были недооценены военными и бомбардировщики этого типа оказались наименее
вооруженными к моменту начала второй мировой войны и редко использовались по назначению.
После начала боевых действий главнокомандующий польскими вооруженными силами принял решение,
что бригада бомбардировщиков будет использоваться исключительно для борьбы с танковыми силами
немцев, для чего горизонтальный бомбардировщик, вообще говоря, предназначен не был.
Надо отметить, что эта конструкция довольно часто преподносится польской стороной как
революционная и весьма современная, но имеет смысл сравнить, например, характеристики PZL P-37
с Dornier Do-17, который был разработан в эти годы. Сравнение, увы, не в пользу польской машины.
PZL P-37 Los представлял собой средний бомбардировщик цельнометаллической конструкции, в виде
двухмоторного свободнонесущего низкоплана с практически идеальным аэродинамическим силуэтом.
На прототипе и первых десяти серийных моделях было установлено одинарное хвостовое оперение,
а на всех остальных - двойное, по типу Ланкастера. На этом самолете впервые для польской
разработки использовалось убираемое в полете шасси. Для управления закрылками и шасси использовался
гидравлический привод. Бомбы в бомбоотсеке
размещались горизонтально, что позволяло улучшить
точность бомбометания. В полете бомбоотсек закрывался крышками. Предполагалось, что три пулемета 7.92 мм оборонительного
вооружения позволят бомбардировщику защищаться от атак истребителей
самостоятельно.
В ходе сентябрьских боев 1939 года бригада бомбардировщиков
выполнила около 135 заданий, из которых 25 были чисто разведывательными, а остальные - бомбовыми и бомбово-разведывательными. Всего
PZL P-37 сбросили около 119 тонн бомб. Наиболее опасным противником для "Лосей" оказались истребители
Bf.109. Практика показала, что трех пулеметов для защиты оказалось недостаточно.
Но боевые вылеты проводились вплоть до 18 сентября 1939 года. На следующий день, 19 сентября исправные самолеты
с польскими экипажами перелетели в Румынию. Всего в Румынию попало и осталось там до конца войны 27
самолетов. Несколько из них остались исправными
и после войны, но поскольку машины давно устарели, польские власти
не стали требовать их возврата, а предпочли поставить на вооружение
советские бомбардировщики Пе-2. Последний исправный Pzl P-37A Los летал еще в середине 50-х годов и использовался в Румынии
для буксирования воздушных целей.
На сегодняшний день ни одной машины не сохранилось.
Основные тактико-технические данные
Размах крыла - 17.93 м
Длина - 12.92 м
Высота - 4.25 м
Собственный вес - 4920 кг
Взлетный вес - 8865 кг
Скорость макс. 288 км/час
Потолок 5000 м
Крейсерская дальность 1400 км
Бомбовая нагрузка 2595 кг
Экипаж - 4 человека
Параметры модели
Издатель: Gomix/Fly Model №138
Масштаб 1:33
Размеры: 540*392*129 мм
Объем: 5.5 листов А3
Компьютерный дизайн: да
Степень сложности:
Особенности модели
Когда то модель этого бомбардировщика выходила в журнале Maly Modelarz. Это была
одна из первых моделей с интерьером кабины, но качество разработки оставляло желать лучшего.
Новая модель Gomix сделана с любовью очень качественно. Отлично выполненная расшивка,
тщательная проработка деталей интерьера кабины, а также наличие готовых фонарей (приобретаются
отдельно) позволяют получить красивую и эффектную модель малоизвестного у нас самолета.
Конечно, "Лось" не сыграл выдающейся роли в ходе второй мировой войны, но это все же весьма интересная
машина. К тому же, на мой взгляд, это единственная модель самолета, в котором интерьер изготавливается
насквозь - от носового отсека штурмана, до места кормового стрелка.
Представленная модель соответствует машине в классической окраске, закупленной сотрудниками
польских банков в дар польской армии, о чем имеется соответствующая надпись на фюзеляже.