В 1918 году, в городе Престоне (Великобритания),
в результате объединения нескольких
предприятий была создана компания English
Electric
Corporation
Limited.
Фирма занималась выпуском самолетов,
планеров, летающих лодок, их оборудования и
вооружения. Но в 1926 году, по причине
отсутствия заказов фирму пришлось закрыть.
Вновь компания открылась только перед
второй мировой войной. На заводах в
Престоне выпускались такие машины как Handley
Page
Hampden, Halifax.
Позже – реактивный истребитель D.H.
Vampire, а после
окончания войны – реактивный
бомбардировщик
Canberra
. К 1960 году, в рамках реорганизации
британской военной промышленности
эти заводы вошли в состав British
Aircraft
Corporation
Ltd. (BAC).
С того времени перед названиями моделей
самолетов появилась приставка BAC.
Проект сверхзвукового
истребителя начал разрабатываться за
десять лет до этого события – 1 апреля 1950
года. Первый экспериментальный самолет P.1A
поднялся в воздух в 1954 году, Затем, на втором
прототипе в 1958 году была достигнута
двукратная скорость звука. В результате
проект получил название Lightning
(молния), а после реорганизации предприятия
в 1960 году – BAC Lightning.
Столь впечатляющие результаты
были достигнуты благодаря двум факторам –
необычному аэродинамическому силуэту и
мощным двигателям. Машина представляла
собой среднеплан с треугольным крылом, в
вырезе которого размещался фюзеляж. Угол
передней кромки крыла составлял 60 градусов,
а задней – 52. Самолет приводился в движение
двумя турбореактивным двигателями с общим
воздухозаборником. В ходе проектирования
конструкция истребителя неоднократно
модернизировалась, в конце концов было
найдено решение, при котором отказ одного
из двигателей не приводил к возникновению
асимметрии тяги. В пилотировании машина
была довольно-таки сложной, особенно при
посадке с поперечным ветром. Шасси в
самолете было установлено трехопорное, с
носовой стойкой. В ходе каждой посадки
комплект шин полностью изнашивался и
подлежал замене, хотя изначально расчеты
предполагали замену покрышек через семь
посадок.
Основным недостатком
истребителя являлась малая емкость
внутренних топливных баков, что
ограничивало время его пребывания в
воздухе и радиус действия. Так при
вертикальном подъеме оба двигателя
расходовали 909 литров топлива в минуту, а
при полете с крейсерской скоростью на
больших высотах – 91 л/мин. И хотя в каждой
очередной модификации конструкторы
пытались выделить под топливные баки любое
пространство внутри машины, наибольший
практический эффект достигался бы, конечно,
от применения подвесных топливных баков
под фюзеляжем и крыльями. Однако, в случае с BAC
Lightning
такое решение использовать было непросто
из за особенностей формы фюзеляжа и
конструкции шасси. Поэтому было
использовано нетрадиционное решение –
сбрасываемые топливные баки
устанавливались на верхней поверхности
крыльев. В этом отношении BAC
Lightning
стал первым реактивным самолетом с таким
решением топливной проблемы.
За время многолетней службы
машины с 1972 по 1985 год в Великобритании и
ряде других стран самолет показал себя не
слишком надежным изделием. Так, по ряду
данных из 340 выпущенных машин в различных
катастрофах и авариях потеряно 84 самолета.
Последняя катастрофа произошла в 1988 году –
австралийский пилот, проходящий курсы
переподготовки в Великобритании, был
вынужден катапультироваться во время
полета над Северным морем.
Тактико-технические характеристики