В начале тридцатых годов Польша,
развивая свои военно-воздушные силы,
приступила к разработке нового поколения
боевых самолетов, которые должны были
заменить бипланы, использовавшиеся с
середины двадцатых годов. В частности, ВВС
требовался универсальный самолет,
способный выполнять разведывательные
задачи и наносить бомбовые удары по
наземным целям. Весной 1931 года в результате
длительных консультаций между
представителями ВВС и промышленности были
сформулированы требования к новой машине –
скорость около 300 км/час, бомбовая нагрузка
не менее 600 кг бомб и возможность
использования полевых аэродромов.
Разработанный в соответствии с этими
требованиями проект получил обозначение PZL
P.23.

Машина представляла собой
свободнонесущий низкоплан
цельнометаллической конструкции с
фиксированным шасси, прикрытым
обтекателями. В нижней части размещалась
гондола для стрелка, прикрывающего заднюю
нижнюю полусферу. Наклоненный «нос»,
хорошее остекление кабины, открытая кабина
заднего стрелка – все это придавало «Карасю»
легко узнаваемый силуэт. В конце 1935 года был
начат выпуск первой серии Karas
A, в
объеме 40 экземпляров. Однако эта
модификация не в полной мере
соответствовала требованиям заказчика.
Недостаточно мощный двигатель фактически
ограничивал практический потолок самолеты
высотой полета в 3000 м, чего для боевого
самолета было явно недостаточно. В
результате все сорок машин были оснащены
вторым постом управления и переведены в
категорию учебных.
Решение проблемы пытались найти,
установив новый двигатель Bristol
Pegasus
VIII – эта
модификация получила обозначение Karas
B. Эта
модификация была построена в количестве 210
штук. Чуть позже, по заказу Болгарии было
построено 54 самолета P-43, представлявшие собой все тот же
«Karas», но с
двигателем «Гном-Рон» 14 No
1.
Со второй половины тридцатых годов Karas
поступил на службу в польские ВВС и стал
основным самолетом, стоящим на вооружении.
К началу
второй мировой войны парк «карасей»
составлял около 30% от всех боевых самолетов.
В 12 эскадрильях польских ВВС имелось 150
бомбардировщиков P.23B. 5 эскадрилий входили в состав
бомбардировочной бригады, остальные семь
были приданы в качестве разведывательных,
армиям, пытавшимся сдержать наступление
вермахта. По польским оценкам результатов
боевого применения этих машин «караси»
оправдали себя при выполнении
разведывательных полетов, однако оказались
совершенно неэффективными при штурмах
наземных целей – малая скорость,
отсутствие бронирования и истребительного
сопровождения привели к катастрофическим
потерям этих самолетов. Из 135 машин,
использовавшихся во время сентябрьских
боев 1939 года было сбито 117. На сегодняшний
день ни одной машины не сохранилось.
Надо сказать, что по своему
внешнему виду PZL
P.23
весьма напоминает пикирующий
бомбардировщик, такой как Ju-87 или D3A1
Val. Но нигде
в литературе не упоминается о подобном его
применении. Возможно, невысокие реальные
летно-технические характеристики просто не
позволили реализовать замыслы
конструкторов. Кроме того, существенное
влияние на схемы боевого применения машины
могло оказать мнение Королевских ВВС
Великобритании вплоть до 1943 года начисто
отрицавших существование пикирующих
бомбардировщиков как класса боевых
самолетов - не секрет, что Великобритания
имела весьма сильное влияние на внешнюю и
военную политику Польши в то время.
Основные тактико-технические данные