|
| OR-A1
Румынский самолет I.A.R. 80 A представлял собой один из самых современных истребителей конца 30-х годов. В 1939 году I.A.R. 80 по скорости полета среди истребителей занимал третье место. Прототипом машины являлся польский истребитель PZL-P24E, который выпускался по лицензии в Румынии на заводах I.A.R. (Industria Aeronautica Romana). Опыт, полученный в ходе производства был положен в основу собственной разработки, которая была начата в 1937 году. Ее результатом и явился истребитель I.A.R. 80. От польского самолета в наследство досталась задняя часть фюзеляжа, кабина и оборудование. Первый прототип был готов к полетам в декабре 1938 года, но работы по его доводке продолжались вплоть до апреля 1939 года. во время испытаний самолет достиг скорости в 510 км/час на высоте 4000 м. Первый серийный экземпляр покинул цех в начале 1940 г. Постепенно темпы выпуска были доведены до 12 машин в месяц. Несмотря на то, что об этих машинах у нас пишется редко, они приняли весьма деятельное участие во второй мировой войне, обеспечивая противовоздушную оборону Румынии. К числу наиболее известных операций с их участием относится защита нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти. Так, 1 августа 1943 года 177 самолетов B-24 из состава 9-ой воздушной армии США осуществляли налет на Плоешти (операция “Tidal Wave”). В результате действий ПВО 68 машин было уничтожено, из них 10 пришлось на долю I.A.R. 80. При этом было потеряно два истребителя. Не менее эффективной оказалась и стычка с истребителями P-38 Lightning из 15-ой воздушной армии США, состоявшаяся 10 июля 1944 года во время налета на аэродром Попешти-Леордени под Бухарестом. Во время боя было сбито 24 «Лайтнинга», румыны потеряли три истребителя. Эти машины использовались в ВВС Румынии вплоть до 1949 года, пока они не были заменены на более современные Як-9 и Ла-7. Несколько экземпляров I.A.R. 80 были переделаны в учебные двухместные машины и использовались в таком качестве до 1952 года. В настоящее время в военном музее Бухареста экспонируется реплика I.A.R. 80 в натуральную величину. ТТХ
Параметры модели
Особенности моделиСборочные чертежи и особенности реализации некоторых деталей выдают школу GPM. Модель может быть собрана в одном из двух вариантов – как стандартная, средней степени сложности, так и с изготовлением элеронов, закрылков и хвостового оперения в виде отдельных деталей с подвижным креплением, примерно так же, как это сделано, например, на Dornier Do-17 от GPM. Предусмотрено изготовление цилиндров двигателя и ниш шасси. Но в целом это относительно несложная модель. Цена246 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|