Собирая модели самолетов, автор этих строк задался вопросом: " А возможно ли
сделать шасси в моделях убирающимися?" Как оказалось
- возможно, причем, достаточно просто. На вопрос: "Зачем?" отвечу
- тому есть несколько причин. Первое -модель приобретает некий динамизм, можно поставить на полку, можно
подвесить под потолок. А в подвешенном положении с неубранным шасси на мой
взгляд смотрится только Ju 87 B Stuka,
D3A1 Val и иже сними. И последняя
немаловажная причина- при перевозке убранное шасси таки значительно экономит
объем. Итак, описание конструкции: миллиметровая
проволока паяется Т-образно.
Это каркас стойки. На проволоку этого же диаметра навиваются бумажные
трубочки, которые и будут непосредственно стойкой. Причем проволока должна
проворачиваться в таких трубочках с легким трудом. Трубочка-стойка одевается
на вертикальную часть Т-образной заготовки, на горизонтальную часть
надеваются трубочки с обеих сторон, причем проволока должна должна выступать
с обеих сторон трубочек мм на 5-7. Эта часть проволоки должна входить в
петли которые клеятся к кромке ниши крыла внутри самого крыла. На петли идут
короткие (порядка 3-4 мм) отрезки тех же бумажных трубочек. Их я клею ПВА на
маленькие картонные прямоугольники, которые будут подложкой между
поверхностью крыла и самой петлей. После высыхания ПВА, накладываю поверх
трубочки узенькую полоску бумаги, пропитанную тем же ПВА, и обжимаю ею
трубочку к картонной подложке. Когда ПВА высохнет, пропитываю петлю для
жесткости СуперМоментом, стараясь не допустить попадания клея в отверстие
трубочки, иначе- все по новой! После этого петли нанизываю на выступающие
концы проволоки горизонтальной части Т-образной стойки. Намазав клеем
нижнюю часть картонной подложки, сажаю петли на заранее примеренное место. В
нижнее отверстие вертикальной трубки-стойки вставляется проволока с колесом.
Если уборка шасси происходит в одной плоскости, как-то Bf-109, то вставив
проволоку с колесом в трубочку, можно закреплять их клеем. Если же уборка
идет в двух плоскостях, как P-40E Warhawk
или F6F-3 Hellcat, то проволоку с колесом оставляем
не зафиксированной на клей (вот где пригодится трудность
проворачивания). Если же к поворачивающейся стойке крепится еще и обтекатель ( случай
"Хэлкэта"), то не клеим верхний торец вертикальной трубочки с проволокой, а
нижний с колесом - наоборот фиксируем. Т.о. стойка с колесом и обтекателем
может поворачиваться на 90 градусов, вокруг своей оси. Добавлю, что такие
стойки я применяю только для моделей WWII, возможность
применения для современных самолетов не рассматривал. Первая модель в которой было
реализовано нечто подобное - Ил-2 от ММ. Причем "кривость" и трудоемкость
сборки самой модели были настолько велики, что сами шасси собрались на ура.
По времени сборка таких узлов -1, максимум 2 вечера.
Выпущенное шасси на модели F-6F - вид 1.
Тот же шасси - вид снизу
Шасси в полуубранном положении, обратите
внимание на поворот колеса