|
|
Ki-61 Hien, японский высотный истребительВ 2003 году на майские праздники мы всей семьей выбрались в дом отдыха в Подмосковье. А поскольку перед праздниками градусы на улице резко пошли на убыль, я на всякий случай прихватил с собой выкройки Ki-61 Hien. Модель казалась мне вполне пригодной для того, чтобы скоротать дождливые вечера, когда на улицу выходить не захочется. Во-первых, как выяснилось, три листа "от Халинского" вовсе не означает, что модель собирается легко и непринужденно за один вечер. Как заметил Дмитрий Макеев из МоделАрт/RE - по плотности упаковки они соответствуют традиционным четырем листам А4. Хотя качество документации и чертежей заметно возросло, как никак, выкройки выпущены в 2001 году, повозиться и подумать есть над чем. Сразу же обращает на себя внимание продуманность межсекционных клапанов. Во-первых, они наклеиваются не на шпангоуты, а на развертки секций, а во-вторых, они выполнены с учетом окраски соприкасающихся секций, и если у вас даже возникнет шов, он не будет уродливо белым и его не потребуется закрашивать фломастером. Но чтобы не возникало тоненьких белых полосок не забудьте перед склеиванием провести по торцам секций темно-коричневым или серым фломастером. Из интересных моментов хочу, прежде всего отметить сборку приборной доски. Для меня это была первая проба сборки моделей Халинского и надо сказать, что приборная доска, на которой изготавливаются кожухи приборов меня впечатлила. Вот ее снимки в "фас" и в "профиль". Торчащая за деталью "доска" - это зубочистка, используемая для поддержки во время съемки. Не менее детально выполнен и весь интерьер кабины, хотя привязные ремни пилота просто нарисованы на кресле. В этом отношении модели от ModelArt, в которых каждый пилот привязывается к креслу четырьмя отдельными ремешками, выглядят посильнее, но с другой стороны, это не принципиальный и не главный момент... Сама кабина легко и без проблем устанавливается на место, и достаточно аккуратно закрывается внешними боковыми стенками. Мне, правда, пришлось их подрезать приблизительно на 1 мм, чтобы они вошли не в накладку, а в стык. Далее, особенностью Ki-61 являются окна в корпусе за бронеспинкой пилота, предназначенные для обзора задней полусферы. При этом сквозь окна видна конструкция фюзеляжа. Я сознательно не стал устанавливать специальный вакуумный фонарь, хотя он вскоре будет доступен для моделистов, по крайней мере в Москве (если вы знаете, как переслать такую фитюльку по почте, чтобы ее не украли, не помяли и не раздавили, сообщите мне - за мной призовой фонарь!), чтобы посмотреть самому и показать вам, как выглядит обычная пленка, зажатая в переплет. Практика показала, что злоупотреблять деталировкой и вклеивать внутренний переплет особого смысла не имеет - внутри его окраску видно плохо, а вот рубцы и стыки внутренней части нехорошо просвечивают наружу. Прочности же и формы конструкции фонаря внутренний переплет не добавляет. Достаточно сложной, по сравнению с большинством моделей одномоторных самолетов, которые мне встречались ранее, является конструкция крыла. Только скелет крыла состоит более чем из десятка деталей. Достаточно сложная и форма колодца шасси, однако выкройки тщательно подогнаны и собираются без проблем. Мне не слишком понравилось крепление крыла на торчащий из фюзеляжа шпангоут, но тут уж ничего не поделаешь - это решение встречается все чаще и чаще... Само крыло примыкает к фюзеляжу снизу достаточно плотно, а зализы крыла закрывают переход спереди и сверху. У меня случилось так, что одно крыло встало на шпангоут как влитое и дошло до упора, а второе зашло только на три сантиметра и застряло, хотя, зная о подобных сюрпризах, я примерял и пазы и шпангоуты до склейки. Что поделаешь, пришлось шпангоут вырезать полностью, приклеить крыло встык (а кроме того, оно приклеивается к фюзеляжу в нижней части), а затем укрепить соединение зализами. Все получилось достаточно прочно и аккуратно. При изготовлении крыла не забудьте проделать отверстие под крыльевой пулемет. Никакого ствола торчать оттуда не должно, но отверстие не повредит. Иначе просто непонятно, откуда взялись следы гари на нижней поверхности крыла... Собранные склеенные крылья устанавливаются на фюзеляже, затем, без каких-либо штучек и хитростей собирается хвостовое оперение, и вновь необходимо отметить отличную сходимость деталей. Заднее колесо на сборочном чертеже выглядит достаточно устрашающе, однако, когда приступаешь к сборке, обнаруживаешь, что все размеры деталей продуманы грамотно и никаких неожиданностей вам не грозит. Теперь подходит очередь собрать шасси. Вообще говоря, все "накручивающиеся" детали в этой модели устанавливаются на несущей проволоке, роль которой вполне может сыграть (и не раз) обычная конторская скрепка. После того, как вы изогнули держатель стойки и накрутили на него "обертку", для повышения "реализма" можно попытаться заменить нарисованные рессоры на почти настоящие. Для этого я использовал тонкую серебристую проволоку, которая продается в магазинах для рукоделия и предназначена для нанизывания бисера. На мой взгляд результат получился совсем неплохим. После этого остается навесить мелочевку - главный воздухозаборник, расположенный под фюзеляжем. При этом вы можете выполнить его как с открытым, так и с закрытым жалюзи. Затем устанавливаются выхлопные патрубки, которые выглядят в сборе достаточно реалистично. Не могу удержаться, чтобы не вспомнить одну историю. Как то в московском клубе я увидел мужичка с деревянным чемоданчиком, в котором лежали патрубки ко всевозможным моделям во всевозможных масштабах. "Сигизмунд", - подумал я, - "зачем возиться со всей этой ерундой самому, когда можно взять хорошо испеченные пластиковые детальки и приклеить их к ..." (тут у меня в голове всплыл список моделей, выкройки которых лежали в столе), и я начал было набирать себе "игрушки". Но когда продавец назвал мне цену, я опешил - 5 USD за комплект (а для F-82 Twin Mustang их надо уже два комплекта...) В общем, на мой прямой солдатский вопрос "???" я получил не менее прямой солдатский ответ - "а что же вы хотели, ведь масштаб обязывает..." Ну вот, в данном случае оба ряда выхлопных патрубков были собраны минут за сорок и красиво встали на отведенные им места. Последний штрих - воздухозаборник маслорадиатора (так я интерпретирую два иероглифа на блочке по левому борту) и пушки. С пушками есть нюанс. Во-первых, вопреки инструкции их не нужно сворачивать на шпильке или скрепке - в этом случае они станут слишком толстыми и не войдут в предназначенные для них отверстия, а из ниш будут высовываться. Во-вторых, задним умом я понял, что вклеивать их надо было при склеивании соответствующего сегмента фюзеляжа, сразу после установки ниш. И в-третьих, не забудьте, что расположены пушки не симметрично, а со сдвигом. Осталась трубка Пито, которая легко и непринужденно изготавливается из иголки шприца, винт и антенна. Каюсь, что антенну я делать поленился - в суровой действительности жизни моих моделей антенны становятся первыми жертвами любых попыток наведения порядка. А что касается винта, то здесь необходимо иметь в виду, что, в отличие от МоделАрта, в моделях Халинского не предусмотрено подшипника для обеспечения вращения винта. Но мой печальный опыт показывает, что не существует ни мужчины, ни женщины, ни ребенка (ну разве что коты), которые бы не попытались покрутить винт самолета. Поэтому я просто насадил винт на зубочистку и вставил в отверстия, предварительно проделанные в шпангоутах носовой части фюзеляжа. Крутите себе на здоровье. Сами лопасти винта, по замыслу разработчика, содержат внутри достаточно длинные держатели из многострадальных скрепок. Возможно, булавки подошли бы лучше, но у них гораздо меньшая поверхность и они хуже держатся на клею. Ну вот, теперь остается поставить самолет на видное место и любоваться им...
Окончательный результат сборки Эта модель Ki-61 Hien есть в нашем каталоге и вы можете приобрести ее.
|
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|