[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

HMS Revenge
Вверх Le Courier HMS Victory Bellona La Belle Poule HMS Cleopatra Яхты HMS Revenge Клипер Berbice Словарик

 

 

Галеон HMS Revenge    SH-O7

Категория Флот
Эпоха XVI век
Страна Великобритания

Эпоха великих географических открытий сделала Испанию и Португалию великими державами XV и XVI веков. Брак испанского короля Филипа II с Марией Португальской в 1580 году связал эти два государства личным союзом, что автоматически привело к возникновению огромного государства, раскинувшегося на несколько континентов. Территориальная и религиозная экспансия в конце концов привела к войне с протестантской Англией в 1585-1604 годах. Для утверждения своего господства на море в 1588 году Испания создает невиданный до той поры (за исключением мифов и легенд) Непобедимой Армады, состоящей из 130-150 боевых кораблей.

Перед лицом вполне очевидной угрозы Англия начинает строительство собственного военного флота. В 1575 году в Депфорде был заложен новый галеон, который после двух лет строительства и затрат в 4000 фунтов был спущен на воду и получил название Revenge (месть). Он имел 92 фута в длину, ширину в 32 фута и осадку 15 футов. Вооружение состояло из 42 пушек, расположенных на двух палубах. Экипаж корабля состоял из 121 матроса (позже - 153), 70 солдат абордажной команды и 30 артиллеристов. Водоизмещение галеона оценивается в 400-500 тонн, но чаще всего в литературе указывается 440 тонн.

После ввода в строй корабль нес службу в проливе Ла-Манш. Первое участие в боевых действиях Revenge принял 27 сентября 1578 года, когда вместе с кораблями Swiftsure, Aid, Merlin, Tiger и Achates принял участие в подавлении ирландского мятежа, поддерживаемого, кстати, многочисленными испанскими отрядами, которые высадились на побережье Ирландии. Это, конечно, несколько отличается, от версии бунта, изложенной в романе Саббатини "одиссея капитана Блада", но из песни слов не выкинешь...

В сентябре 1586 года Revenge, Nonpareil, Golden Lion, Hope и Tremonada вышли из Чатхема на перехват конвоя, возвращающегося из Нового Света в Испанию. Несмотря на то, что в ходе этой операции англичане захватили только несколько небольших кораблей, Испания начала беспокоиться о безопасности сових морских путей.

В 1588 году галеон становится флагманом сера Френсиса Дрейка. Под его командованием он принимает участие в сражении в проливе Ла Манш, где ведет дуэль с испанским флагманом San Martin. Revenge получает около 40 прицельных попаданий, что вынуждает его покинуть поле боя и скрываться у побережья Франции. Позже галеон принимает участие в походе в Виго и Лиссабон с целью  проведения дворцового переворота  в интересах проанглийски настроенного Дон Антонио. Но хотя артиллерия Revenge нанесла немало повреждений обеим портовым городам, достигнуть поставленной  цели так и не удалось.

Несколько последующих лет Revenge действует в районе Азорских островов, которые являются в то время важным стратегическим районом, поскольку через них проходят основные морские пути. Практически все караваны с золотом, плывущие из Нового Света в Европу проходят мимо этого архипелага.

В 1590 году на капитанский мостик Revenge взошел капитан Фробистер, но год спустя его сменил сэр Ричард Гренвиль. В составе эскадры из 16 кораблей - 6 королевских (среди них Defiance, Bonaventure), нескольких частных и вооруженных торговых судов Revenge был направлен обратно на Азорские острова, чтобы ожидать там испанские суда, возвращающиеся с награбленным у американских индейцев добром. В конце августа 1591 года измотанные и измученные штормами и болезнями англичане стали на якорь в районе острова Флорес. Часть команды занялась ремонтом кораблей, больные отдыхали на берегу и еще чсасть команды пополняла запасы пресной воды. 31 августа эскадра получила донесение о приближающемся огромном испанском флоте. Командир эскадры, сэр Томас Говард принял решение о невозможности принятия боя и после короткой артиллерийской дуэли дал команду к отступлению, однако один из кораблей эскадры этот приказ не выполнил.

Сегодня сложно понять причины этого решения капитана Revenge, возможно, он просто не успел забрать с берега всю команду, но вполне вероятно, что немалую роль сыграла и личная ненависть капитана к испанцам. В любом случае галеон Revenge вышел в бой против флота из 53-55 парусников противника, из которых около 30 составляли галеоны. 6 из этих галеонов относились к новому проекту "Апостолы" - San Pablo, San Martin, San Felipe, San Barnabe, San Andrea. На схватку с одиночкой отвлеклось не более 20 кораблей. На первом этапе боя San Felipe и San Barnabe попытались взять Revenge на абордаж, однако эта попытка провалилась. Позже на борт англичан все же попали небольшие штурмовые отряды с San Andrea и Asuncion. В ходе упорного боя испанцы даже захватили флаг, вывешенный на грот-мачте, но вскоре были выбиты. Тем временм на помощь Revenge вернулось небольшое вооруженное торговое судно George Noble, которое, однако не могло оказать существенного влияния на ход боя.  Revenge смог потопить Asincion и еще три галеона (один во время боя, еще два пошли ко дну в результате повреждений), а также уничтожить около 400 испанцев, в том числе командиров двух кораблей.

Через 15 часов после начала боя на палубе Revenge в живых осталось около 20 человек. Тяжело раненный капитан сэр Ричард Гренвиль упорно отказывался спустить флаг, предпочитая взорвать корабль. Однако в конце концов испанцам удалось захватить галеон, а капитан был перенесен на испанский флагман San Pablo.

Это был первый важный английский боевой корабль, захваченный испанцами. Он  тут же получил название La Veganza, на него была высажена призовая команда и его взяли на буксир. Но через два дня капитан умер от ран, а жестокий шторм оправдал название корабля - он пошел на дно вместе с еще 20-ю испанцами из призовой команды.

В ходе последнего сражения испанцы выпустили в  сторону Revenge около 800 снарядов, но гибель корабля была вызвана не столько полученными повреждениями, сколько жестоким штормом, что является лишним свидетельством продуманной и надежной конструкции. Поэтому проект этого галеона стал "типовым" для елизаветинской эпохи и использовался как для модернизации ранее построенных кораблей (таких как Nopareil или  Bonaventure), так и для строительства новых, среди которых стоит отметить 500-тонный Ark Royal и 600-тонный Elizabeth Bonaventure (1581). 

Окраска корабля характерная для этого периода. Борта покрывались геометрическими узорами, доминирующим из которых был зеленый, являющийся геральдическим цветом Тюдоров, а балкон на корме был украшен розой Тюдоров и знаком королевы Елизаветы I.

Параметры модели

Издатель Shipyard No.16

Объем 22 листа А4

Масштаб: 1:96

Компьютерный дизайн: да

Степень сложности:  
Тираж: 500 экз.

Цена

1053 руб.

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: сентября 16, 2004
Используются технологии uCoz