[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

HMS Dreadnought
Вверх Аскольд HMS Dreadnought USS Helena North Carolina Mikasa Mauretania Konigsberg HMS Victorious Adm.Sheer

 

 

HMS Dreadnought JS-08

Категория Флот
Эпоха Первая мировая война
Страна Великобритания

 

Линейный корабль Dreadnought

 Построен в 1906 году.  Этот корабль стал родоначальником нового этапа в строительстве военных кораблей –не случайно его название стало нарицательным. Англичане, тщательно проанализировав результаты русско-японской войны, поняли, что могуществу Великобритании на море угрожает серьезная опасность. Инициатором концепции строительства новых кораблей с невиданным ранее вооружением, высокой скорости и бронированием, неприступным для огня броненосцев той эпохи выступил первый лорд Адмиралтейства Джон Фишер. Надо сказать, что предложения по постройке таких кораблей выдал еще в 1903 году итальянский кораблестроитель Куниберти.

По проекту корабль должен был быть вооружен 12 пушками 305 мм и развивать скорость большую, чем у всех известных кораблей того времени. С этим предложением Джон Фишер вышел на заседание правительства в 1904 году. Однако, чтобы воплотить заманчивую идею в   «железе», потребовалось много усилий. В конце концов был одобрен только восьмой вариант проекта. Работы велись с необычным энтузиазмом, и корабль, заложенный в октябре 1905 года, был построен в течение всего 16 месяцев.

10 февраля 1906 король Эдуард II торжественно разбил бутылку о борт корабля и в мае 1907 года Dreadnought вошел в состав флота. Надо сказать, что это был уже восьмой корабль с таким названием в британском флоте.

За время своей службы корабль пару раз перестраивался. В 1914 году, непосредственно перед началом первой мировой войны было изменено его легкое артиллерийское вооружение,  которое стало составлять 24 76-мм пушки.

Появление этого корабля произвело неизгладимое впечатление на все государства, претендующие на мировое господство и по всему миру началось строительство больших линейных кораблей. Они сыграли заметную роль в первой мировой войне, но одновременно продемонстрировали и уязвимость в борьбе с быстроходными крейсерами. Вторая же мировая война показала, что с новой угрозой – авиацией, эти корабли справится уже не могут.

Однако Dreadnought, который устарел уже к началу первой мировой войны, все же принял в ней участие и даже 18 марта 1915 года таранным ударом потопил немецкую подводную лодку U-29. В 1919 году линкор был переведен резерв, а в 1921 году продан на слом.

 ТТХ

 Водоизмещение – 17900 тонн

Водоизмещение макс. – 21845 тонн

Длина – 160.32 м

Ширина – 25 м

Осадка макс. – 8.07 м

Вооружение – 4 орудия 305 мм, 27 пушек 76 мм, 4*2 торпедных аппарата 450 мм

Бронирование – борт – 279-102 мм, главная палуба – 70-44 мм, артиллерийские башни и мостик – 279 мм

Скорость макс. – 21.6 узлов

Экипаж – 695 – 773 чел.

Монитор Humber

В конце XIX  и в начале XX века начался период резкого экономического подъема стран Южной Америки. Все возрастающий спрос на каучук привел к эскалации напряженности и возникновению все большего числа конфликтов. В результате южноамериканские государства начали спешно вооружаться. Собственно говоря, именно к этому периоду относится наивысший уровень флота Бразилии, которая вполне резонно считала себя самой крупной державой Южной Америки.

В конце 1911 года бразильцы заказали  на британских верфях Виккерса три речных монитора, которые были предназначены для выполнения патрульных задач в на Амазонке. В ответ англичане предложили проект хорошо вооруженного и бронированного корабля с малой осадкой, но достаточно широким корпусом. После принятия проекта было начато строительство. Первый из мониторов, Javary (все три корабля были названы в честь притоков Амазонки – оставшиеся назывались Solimoes и Madeira) был готов к испытаниям уже в октябре 1913 года, а все три были готовы к передаче Бразилии к февралю 1914 года.

Однако резкий спад на каучуковом рынке, вызванный вводом в эксплуатацию новых плантаций в Малайзии привел к тяжелому кризису в Бразилии. В результате заплатить за построенные корабли бразильцы не могли. Поэтому мониторы были выставлены на аукцион вместе с броненосцем Rio de Janeiro, который был продан Турции. Но мониторы особого интереса у покупателей не вызвали – они терялись в тени броненосцев, которые, как считалось, станут основным оружием в грядущей войне. Но перед самой войной, 3 августа 1914 года эти мониторы были приобретены британским Адмиралтейством лишь для того, чтобы они не были куплены противником. В британском флоте корабли получили новые названия – Humber, Severn и Mersey. Корабли получили назначение в Довер, чтобы участвовать в защите побережья канала Ла-Манш. Однако уже в ходе перехода выяснилось, что речные суда не слишком готовы действовать на море – при малейшем волнении палубы мониторов заливались тоннами воды.

Боевое крещение корабли получили в начале ноября в Бельгии во время эвакуации английских солдат из Ост-Энде. Позже они показывали огневую поддержку бельгийским обороняющимся войскам. Благодаря малой осадке мониторы могли подходить достаточно близко к берегу и накрывать цели, достаточно удаленные от линии прибоя. И только ответный огонь немецкой полевой артиллерии заставил отойти мониторы на приличное расстояние. При корректировке огня с мониторов впервые использовалась радиосвязь. Обстрел побережья продолжался до конца ноября 1914 года, пока немецкое наступление не было остановлено. После этого корабли направились в Чатхэм, где были заменены выработавшие свой ресурс орудийные стволы. Но поскольку стволов не хватало, с Severn и Mersey были сняты двуствольные башни и на их место установлены 6-дюймовые орудия. На шлюпочную палубу были перенесены 4.7-дюймовые гаубицы, а вместо прожектора было установлено еще одно 3-фунтовое орудие. Позже, на кормовой надстройке Humber также была установлена башня с одной 6-дюймовой пушкой, но на носу осталось двуствольное орудие.

В начале 1915 года планировалось использовать мониторы для артиллерийской поддержке наступления в Бельгии, однако впоследствии от этого отказались. Все три монитора были направлены в Дарданеллы. Но поскольку проход речных судов через Атлантику являлся, мягко говоря, рискованным предприятием, с мониторов была снята большая часть экипажа, проведены работы по наращиванию бортов и герметизации всех отверстий. Затем корабли были отбуксированы на Мальту. Все путешествие заняло 15 дней. Оттуда Severn и Mersey были направлены для ведения боевых действий в немецких колониях в восточной Африке, где участвовали в уничтожении немецкого крейсера Konigsberg, а позже воевали в Танзании. В начале 1918 года оба корабля вернулись в Александрию.

Humber , который оставался на Мальте до мая 1915 года, принял участие в сражениях на полуострове Галлиполии, поддерживая своим огнем австралийские и новозеландские войска. После эвакуации сил вторжения, монитор был отбуксирован в Александрию, где прошел ремонт и затем защищал Суэцкий канал от возможного турецкого вторжения. После окончания первой мировой войны Humber принимает участие в интервенции англичан против Советской республики в Мурманске. После возвращения из России монитор был продан голландской фирме Ф.Рисолллик, которая занималась подъемом затонувших судов и их разборкой. Голландцы перестроили монитор в плавающий кран. В 1935 году судно было продано Великобритании, а затем – Франции. Его дальнейшая судьба неизвестна.

На основе этих трех мониторов англичане разработали новый класс боевых кораблей – морские мониторы, вооруженные пушками большого калибра – до 457 мм.

Модель представляет корабль на начало 1914 года, когда все три монитора имели идентичное вооружение.

 ТТХ

 Водоизмещение стандартное – 1260 тонн

Водоизмещение макс. – 1520 тонн

Длина – 81.3 м

Ширина – 14.9 м

Осадка макс. – 1.72 м

Вооружение – 2 пушки 152 мм, 2 гаубицы 120 мм, 4 скорострельных пушки 76 мм, 6 пулеметов 7 мм

Бронирование – борт – 38-76 мм, главная  палуба 19-51 мм, орудийные башни и мостик – 102 мм

Скорость – 9.5 узлов

Дальность плавания – 2800 Ммиль при 8 узлах

Экипаж – 9 офицеров, 131 старшин и матросов.

 

Параметры модели

 

Издание – JSC #8, 9/2002

Объем – 6 листов А4

Масштаб – 1:400

Исполнение – английское (по ватерлинию)

Сложность –  

Детальная инструкция – да

Компьютерная разработка – да

Особенности модели

Хорошая деталировка, качественная полиграфия. При сборке не требуется использования плотного картона для шпангоутов.

Цена

279  руб.

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: апреля 21, 2004
Используются технологии uCoz