|
| МО-09
Линкор «Iron Duke» принадлежал к последней серии кораблей, оснащенных угольными котлами, которые были заказаны британским флотом. Закладка корабля была произведена 12 января 1912 на верфи Dockyard в Портсмуте, на воду корабль был спущен 12 октября 1912 года, а в строй он вошел 10 марта 1914 года. Первым официальным
выступлением «Iron
Duke» было
его участие в большом морском параде 17-18
июля 1914 года.Вскоре, после достижения
достаточного уровня подготовки экипажа, в
начале августа 1914 года «Iron Duke» становится флагманом всего Grand
Fleet. Для
охраны корабля были выделены крейсер «Sappo”
и противоторпедный корабль “Oak”. До 30 мая 1916 года «Iron Duke» стоял в гавани в Скапа-Флоу. Начиная со второго августа 1914 года, на его палубе находился главнокомандующий британским флотом, адмирал Джелико. «Iron
Duke»
участвовал в Ютландском сражении 31.05-01.06.1916
года. На встречу с немецким флотом линкор
вышел в центре строя из 24 линейных кораблей.
Столкновение главных сил состоялось после
19-00 31 мая 1916 года. В течение нескольких минут
«Iron
Duke»
шесть раз поразил своими снарядами
немецкие корабли. Один из снарядов главного
калибра, выпущенных «Iron
Duke» упал
в воду непосредственно перед немецким
броненосцем “Koenig”,
и под водой ударил в нижний край броневого
пояса. Пробил его, прошел сквозь два метра
угольных бункеров и пробил 50 мм
водонепроницаемую переборку. В немецкий
корабль мгновенно ворвалось 1500 тонн воды,
которая сыграла и положительную роль –
вода загасила уже начавшийся пожар в складе
боеприпасов и тем спасла “Koenig”
от неминуемого взрыва. Всего же в ходе
сражения «Iron
Duke»
выпустил 95 снарядов главного калибра. Надо
отметить, что Ютландское сражение
оказалось единственным, в котором приняли
участие корабли Grand
Fleet. На базу линкор вместе с остальными кораблями вернулся второго июня 1916 года. В ноябре 1916 года флаг
главнокомандующего был перенесен на
броненосец “Queen
Elizabeth”. После войны «Iron Duke» несколько раз менял порт приписки. В 1919-1923 годах находился в Средиземном море, и временно – в Черном. Принимал участие в интервенции Антанты против Турции, в том числе и в «аресте» турецкого флота. 14.05.1919 командующий силами Антанты вице-адмирал Калторп прибыл на борту «Iron Duke» в Смирну, чтобы вручить ноту относительно оккупации города. На следующий день линкор, вместе с другими кораблями британского флота прикрывал высадку первой пехотной дивизии Греции на Чесменский полуостров. 23.02.1920 в главе отряда из полутора десятков кораблей «Iron Duke» вошел в Стамбул. В ночь с 15 на 16 марта, на рейде Босфора линкор поддерживал отряды морской пехоты, занимающей казармы, склады и государственные учреждения. 16 июня линкор поддерживал британский гарнизон в районе Измирского залива, атакованный турками. С 09.09.1922 линкор находился в Смирне и до 20 сентября действовал в районе полуострова Карабум, проводя обстрел побережья. После окончания вторжения в Турцию «Iron Duke» возвращается в Англию и включается в состав Атлантического флота, в составе которого остается до 1930 года. В соответствии с решениями Первой морской конференции в Лондоне от 1930 года, Великобритания должна была вывести со службы пять линейных кораблей, среди которых оказался и «Iron Duke». В то же время, решения конференции позволяли оставить его как учебный корабль. Перестройка корабля заключалась в сокращении количества орудий главного калибра до трех башен, сокращения зенитной артиллерии и уменьшении максимальной скорости до 18 узлов. Перестройка корабля была проведена в 1930-1932 годах, и после ее завершения «Iron Duke» использовался как учебное судно, с базой вначале в Портсмуте, а затем в Скапа-Флоу. В этой роли «Iron Duke» служил вплоть до начала второй мировой войны.17.10.1939 года во время бомбардировки Скапа-Флоу немецкими самолетами, линкор получил несколько попаданий бомбами и осел на дно бухты. В течение всей войны он использовался как неподвижная артиллерийская батарея. В 1946 году он был разрезан на слом.
Основные тактико-технические данные
Параметры модели
Особенности моделиЭто не повторный выпуск старой модели, а новая разработка. Цена460 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|