Первые эксперименты с самодвижущимися броневагонами были предприняты в России еще
в первую мировую войну. В результате был создан тяжелый броневагон "Заамурец", вооруженный
двумя 57-мм пушками во вращающихся башнях и легкая дрезина "Стрела". Надо сказать, что
эти машины наглядно демонстрировали два расходящихся направления в развитии смоходных броневаогонов.
"Стрела" являлась примером легкой разведывательной дрезины, которая должна была использоваться
совместно с бронепоездами и испльзоваться для разведывательных и связных задач (в то время бронепоезда
еще не оснащались радиостанциями).
"Заамурец" же благодаря своим размерам и вооружению был сравним с половиной штатного штурмового
броепоезда, такого как, например, "Товарищи Шаумян и Джапаридзе" (позже переименованный в "Первый мрашал").
Разумеется, годы гражданской войны не способствовали проведению исследовательских работ, а
последовавшее затем сокращение Красной Армии и переход на мирный режим в конце концов просто
приостановили все работы над подобными вооружениями. Однако, ненадолго, поскольку достоинства
моторизованных броневагонов были замечены и оценены не только в СССР. В Польше (А до 1935 года
Польша рассматривалась как один из вероятных военных противников СССР) после нескольких
неудачных испытаний вагонов "Улан" и "Техник" были закуплены чешские легкие разведывательные дрезины "Татра".
Более тяжелое вооружение должно было быть предсталвено артиллерийскими броневагонами типа III,
разработанных на заводах Цегельского, в которых предполагалось устанавливать двигатель внутреннего сгоранияю
Однако двигатели никогда в эти вагоны не устнавливались, и до самого конца своей службы вагоны
остались всего лишь артиллерийскими вагонами бронепоездов "Смелый" и "Пилсудчик".
Из всего проекта был реализован только броневагон с дизель-электроприводом Wz.28, который так и не вышел
за рамки испытаний.
Тем временем, в СССР, глядя на приготовления западного соседа, работы были развернуты со
значительно большим размахом. Уже в 1934 году был реализован проект бронированных самоходных вагонов Д2. До
начала второй мировой войны это были единственные вагоны такого класса, выпускаемые серийно. В них было установлено
по две артиллерийских башни с орудиями 76 мм и по 7 пулеметов. Известным их недостатком являлся
относительно слабый двигатель. Все эти броневагоны поступили на вооружение железнодорожных
войск НКВД.
В конце 30-х годов на Кировском заводе в Ленинграде был сконструирован другой броневаон, который сохранился и до наших дней.
В идею машины было положено максимальное заимствование готовых и уже проверенных узлов и конструкций
впускавшихся в то время танков. В частности, в этой конструкции использовались башни
серийно выпускавшегося среднего танка Т-28. Вагон получил обозначение "МБВ-2" и был
вооружен тремя пушкам калибра 76 мм, установленными во вращающихся башнях. На то время это
было весьма современная конструкция,которая по своему боевому потенциалу приближалась к бронепоезду (три пушки вместо четырех),
но обладала перед обычным бронепоездом рядом преимуществ.
Во-первых, длина МБВ-2 составляла 19м, то есть одну треть от длины стандартного бронепоезда типа БП-35 (58 м).
Во-вторых, расчетная максимальная скорость МБВ-2 составляла 120 км/час. Конечно, вести прицельный огонь
на такой скорости в то время было невозможно, но все же такая маневренность давала
существенные преимущества во врем движения в боевых условиях (в неразведанной обстановке бронепоезд двигается со скоростью 10-20 км/час,
из за необходимости постоянного слежения за железнодорожными путями. При наезде на мину
взрыв происходит, как правило, не под контрольной платформой и даже не под паровозом, а под следующим вагоном.
В результате МБВ-2 становился практически неуязвим для большинства железнодорожных мин).
Достоинства МБВ-2 были неоспоримы, но все дело портили двигатели и передача. Поэтому вагоны
никак не могли выйти из стадии "экспериментов". Противники работ выдвигали в качестве аргумента,
что
одного попадания в двигатель достаточно, чтобы вывести весь вагон из строя. Однако при
этом сознательно забывалось, что попадание одного бронебойного снаряда в паровоз столь же
фатально и для обычного бронепоезда.
В конце концов два построенных броневагона были направлены в войска НКВД. Один из них МБВ-2 №2
в ходе испытаний прошел 25 тысяч километров. Но серийное
производство так и не было
запущено, и два построенных броневагонов в конце концов были
приписааны к парку бронепоездов.
22 июн 1941 года оба они находились в составе бронепоезда БП-60. Дальнейшие их действия
покрыты мраком тайны. Можно найти информацию, что оба они участвовали в защите Ленинграда в
составе 14 и 30 дивизионов бронепоездов. Но ряд авторов в этом сомневаются, утверждая,
что 30-й дивизион в боях под Ленинградом участия не принимал. Весной 1942 года он находился на Северо-Западном фронте, а в марте
1942 года был переброшен на Южный фронт в район Ростова-на-Дону, и закончил бои в 1944 году в Крыму. При этом в истории
его боевых действий нет никаких упоминаний о наличии каких-либо МБВ-2. А вот 14-й дивизион
сражался под Ленинградом и МБВ-2 в его составе имелся.
Что касается второго экземпляра МБВ-2, то в августе 1942 года вместе с БП-60 он прикрывал отступление
красной Армии в районе железнодорожного пути Чудов-Мга. После того как войска немецкой группы
армий "Север" заняли станцию Мга, БП-60 отошел на Волховский фронт, а МБВ-2 - в ЛЕнинград.
Там в сентябре 1941 года вагон прошел ремонт, в ходе которого пушки КТ28 были заменены
на орудия Л11 длиной 30.5 калибров. 14 октября 1941 года МБВ-2 входил с состав
3 роты 1 батальона 12 танкового полка. Командовал им ст.л-т Коновалов. 16 ноября 1941 года
МБВ-2 №2 был отправлен для поддержки бронепоезда "Народный мститель", ведущего тяжелые бои в районе Понтонная-Саперная-Жоры.
В мае 1942 года из МБВ-2 и бронепоездов "Народный мститель" и "Сталинец" был сформирован
17-й отдельный дивизион бронепоездов, который входил в состав 55-й армии.
5 февраля 1943 года приказом Командующего механизированными войсками Ленинградского фронта вагон МБВ-2
был включен в состав 14-го отдельного дивизиона бронепоездов 23-й Армии, занимавшей оборонительные
позиции на Карельском перешейке. В состав этого дивизиона входили
бронепоезда "Стойкий" и "Стремительный". Но последний, это как раз МБВ-2, поскольку другого
с таким названием в составе РККА не было. Название "Стремительный" он получил в 1943 году.
В этом же году была проведена очередная модернизация вагона, в ходе которой на нем были
установлены орудия Ф34 калибра 76 мм. В таком виде вагон использовался вплоть до прорыва блокады
Ленинграда в феврале 1944 года. После этого он был включен в состав артиллерийской
группы 142-й стрелковой дивизии и участвовал в Выборгской операции, освобождении Нарвы и
Таллинна.
В 1948-51 годах вагон прошел очередную модернизацию, в ходе которой на нем
был установлен танковый
дизель В-2, такой же, как и на танках Т-34. Была модернизирована система связи, трансмиссия,
снят счетверенный пулемет, а вместо него установлен электрогенератор. В 1951-52 годах вагон участвует в испытаниях
под Брянском, в ходе которых выяснилось, что замена двигателя оказалась ошибкой, поскольку В-2
просто перегревался. В конце концов работы были свернуты, и МБВ-2 попал в музей бронетанковых
войск в Кубинке, где находится и по сей день.
Тактико-технические характеристики
Длина - 19,2 м
Ширина - 3 м
Высота - 4,4 м
Масса - 80 т
Вооружение - 3 пушки 76 мм, счетверенный зенитный пулемет Максим,
4 пулемета Максим по бортам вагона, 1 ручной пулемет в носовой части вагона,
три курсовых пулемета, сопряженных с орудиями, 2 тыльных ручных пулемета в верхних башнях
Бронирование - до 20 мм
Трансмисия и коробка передач - от Т-28
Двигатель - бензиновый, М-17, мощностью 400 л.с.
Экипаж - 40 человек
Параметры модели
Издатель: GPM #5/2003
Масштаб 1:25
Размеры: 730*110*160 мм
Объем: 23 листа А4
Компьютерный дизайн: да
Степень сложности:
Особенности модели
Большая эффектная модель с весьма приличной деталировкой. Камуфляж - зимний, окраска со следами
эксплуатации. Макет участка железнодорожного полотна в комплект выкроек не входит. Счетверенный
зенитный Максим помещается в специальный закрываемый люками отсек.