|
| GP-198
“ROMA” – последний итальянский линкор, вместе со своим кораблем-близнецом “Impero” должен был символизировать возвращение Римской империи в Средиземное море. Известен же он как красивый корабль, затопленный в своем первом боевом походе, целью которого была капитуляция своими вчерашними союзниками. История линкора начинается в 1934 году, когда было начато строительство двух современных броненосцев – Littorio и Vittorio Venetto. Эти корабли должны были стать итальянским ответом на строительство двух французских линкоров – “Dunkerque” и “Strasburg”. С точки зрения Муссолини, Средиземное море должно было в ближайшем будущем стать для Италии «внтуренним морем», а поэтому любую угрозу своим планам необходимо было устранить. Вновь строящиеся корабли превосходили французские скоростью и вооружением, а если и соответствовали по вооружению английским линкорам, то превосходили их в скорости. Проектные работы возглавлял главный конструктор флота адмирал Умберто Пуглиесе. С 1932 по 1934 год велись интенсивные исследовательские и конструкторские работы, пока не были готовы проект прототипов. Сегодня некоторые специалисты заявляют, что эти проекты были слишком «нежные» и не соответствующие реалиям второй мировой войны. Но история показывает, что и более «прочные», хотя и медленные суда, такие как HMS Prince of Wales, шли на дно так же как и Roma. В конце концов, четырехлетний период боевых действий не выявил особых дефектов конструкции линкоров, но показал недостаточность подготовки их экипажей. Агрессивная манера ведения боевых действий Royal Navy достаточно быстро погасила боевой дух у руководства итальянского флота, и именно в этом нужно искать причины последующих катастроф. Но вернемся к “ROMA”. Через четыре года после начала работ над первой парой линкоров были заложены еще два линкора “ROMA” и “Empero” (был закончен только корпус). “ROMA” был спущен на воду 09.06.1940 года, а в строй вошел 14.06.1942 года. Но корабль все еще не был полностью закончен и на нем продолжались работы, ход которых тормозила война и налеты противника. В августе корабль был перебазирован в Тарент, где был приписан 9-му дивизиону и начаты интенсивные тренировки экипажа, в основном в стрельбе. 12 ноября “ROMA” вместе с линкорами “Vittorio Venetto” и “Littorio” перешел в Неаполь, и далее Ля Специя, чтобы укрыться от налетов союзников. Но это не помогло и 5 июня 1943 года “ROMA” получает два попадания 900-кг бомбами. Первая попала в нос, вторая разорвалась возле левого борта, что привело к пробоине в 10*3 м. В корпус попало 2300 тонн воды. 19 дней спустя, в ночь с 23 на 24 июня корабль получает еще два попадания, на этот раз в корму. Одно из них пришлось на кормовую башню главного калибра, что потребовало отвести корабль для ремонта в Геную. Катастрофическая нехватка топлива привела к полному застою в делах итальянского линейного флота. При этом даже вывод со службы старых броненосцев никак не повлиял на ситуацию. Между тем развязка для режима Муссолини неуклонно приближалась. Клевреты и шестерки Бенито решили отстранить его от власти, чтобы выслужиться перед приближающимися англичанами и американцами и не отвечать за собственные преступления. 25 июля 1943 года фашистское правительство смещается, а Муссолини посажен под арест. Его преемник, маршал Бадоглио начинает сепаратные переговоры с союзниками в результате чего 3 сентября заключается перемирие. При этом договор оказывается настолько тайным, что о нем ничего неизвестно не только нашему Штирлицу в Берлине, но даже и командованию итальянским флотом, которое продолжает строить планы «последней большой операции» против высаживающихся союзников. В ней должны принять участие отремонтированные линкоры “ROMA”, “Vittorio Venetta” и “Italia” (он же “Littorio”, переименован после падения режима Муссолини. Сложно сказать, что означало прежнее название, но разве логику реформаторов поймешь – так в Киеве «самостийники» переименовали улицу Чкалова в улицу Гончара – видимо Чкалов был врагом украинского народа, а вот Маркс, похоже – не был, улица Карла Маркса так и осталась не переименованной… ). В планы же верхушки вновь созданного правительства входило сдать линкоры союзникам. Так или иначе, 8 сентября корабли начали загружаться топливом. Команды полагали, что идет подготовка к операции против американцев, и только вечером того же дня командующий флотом адмирал Бергамини объявил, что эскадра должна была отплыть из Ля Специя на Мальту, забрав по дороге с острова Маддалена короля и правительство. Корабли вышли из бухты 9 сентября за несколько часов до того, как город заняли немцы. Три линкора, идущие за крейсерами и охраняемые эсминцами примерно к 15 часам оказались в районе пролива между Сардинией и Корсикой и вынуждены были повернуть обратно, поскольку остров уже был занят немцами, а вместо короля и правительства появились немецкие самолеты. Это были Do-217K,
из эскадры KG-100,
размещенной на юге Франции, которые были
вооружены новыми управляемыми бомбами Fritz-X. Полная масса бомбы составляла 1570
кг, а ее основой была стандартная
противотанковая бомба PC-1400, поэтому часто можно встретить
обозначение FX-1400
или PC-1400X.
Главная проблема при ее наведении
заключалась в том, что самолет, с которого
осуществлялось управление, должен был
войти в зону ПВО корабля и после сброса
бомбы сохранять скорость и направление
полета. Впрочем, немцам это зачастую
удавалось – первые успешные результаты
применения этих бомб они получили при
высадке американцев на Сицилии, повредив
линкор Warspite
и крейсеры Savannah,
Philadelphia, Uganda. 9 сентября 1943 года первые бомбардировщики начали атаку эскадры в 15:37. В 15:42 первая бомба попадает в “ROMA” в пространство между двумя башенками 90 мм пушек по правому борту, пробивает палубу и разрывается внутри. Часть машин останавливается, скорость падает до 16 узлов. В 16:02 вторая бомба попадает в левый борт, между командным постом и второй башней 381 мм. Она пробивает палубу и взрывается в машинном отделении, приводя к взрыву боеприпасов под второй башней. Башня весом 1600 тонн взлетает в воздух, клубы огня и дыма поднимаются на высоту до 500 м. Корабль переворачивается вверх дном и в 16:11 идет на дно. Вместе с кораблем погибло 1352 человека, включая командующего флотом адмирала Бергамини и командира корабля коммандера Адоне дель Сима. Спастись удалось 622 морякам. Оставшиеся корабли были более удачливы, только “Italia” получила попадание управляемой бомбой, но сумела дойти до Мальты. А 11 сентября адмирал Каннингхэм отправил в Лондон шифровку – «с удовольствием докладываю вам, что итальянский флот стоит на якорях на Мальте под дулами наших орудий».
Параметры модели
Цена766 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|