|
| KF-03
Эсминец Grom (Гром) вместе с близнецом Blyskawica (молния) был одним из самых мощных кораблей Польши перед второй мировой войной. Корабль был построен в Великобритании на верфи Samuel White & Co. в Cowes. Соглашение было подписано 29 марта 1935 года и предусматривало сдачу готового корабля через 26 месяцев, что, после шестилетнего строительства эсминца Burza на французской верфи выглядело просто невероятным достижением. Британские кораблестроители свое слово сдержали и эсминец Grom был принят комиссеий заказчика 11 мая 1937 года. В Гдыню новый корабль зашел уже 16 мая, встречаемый толпами на набережной. Энтузиазм толпы был понятен – этот эсминец являлся самым мощным кораблем Польши и подавался даже, как самый грозный корабль в Балтийском море. Командиром корабля был назначен подпоручик Станислав Гриневский, который впоследствии стал командиром дивизиона. В течение двух лет на корабле проводилось интенсивное обучение и слаживание экипажа, учения на морских полигонах по артиллерийской и торпедной стрельбе, а также Grom совершил несколько визитов вежливости – в Таллин в 1937 году и в Копенгаген в 1938. За несколько часов до начала второй мировой войны польское правительство приняло решение о немедленной эвакуации трех польских эсминцев – Grom, Blyskawica, ORP Burza в Великобританию. К первому сентября операция Pekin была завершена – корабли достигли побережья Великобритании. Практически с первых дней корабли начали свою службу в составе Royal Navy, который с 3 сентября также находился в состоянии войны с гитлеровской Германией. Первые задачи эсминцев заключались в патрулировании прибрежных вод. Выяснилось, что корабли этой серии оказались недостаточно остойчивыми из за перегрузки их вооружением и оборудованием – ведь первоначально они предназначались для эксплуатации в мелком Балтийском море, а не в Северном. Поэтому в конце 1939 года оба корабля – Grom и Blyskawica были модернизированы – с них была снята верхняя надстройка, тяжелая трехногая мачта с платформой рефлектора, которая была заменена на легкую мачту по образцу британских эсминцев. Была снята также часть оборудования на палубе. После этого Grom получил тактическое обозначение H-71 и вернулся к патрульной службе. Во время службы в Ирландском, а затем в водах юго-восточной Англии Grom столкнулся с двумя серьезными угрозами. Первую из них составляла немецкая авиация, а вторая – новые магнитные мины. В январе 1940 года Grom в сухом доке в Чатхеме получает оборудование для размагничивания корпуса, а также новый модернизированный сбрасыватель глубинных бомб. Корабль покидает док 22 марта, за две недели до начала немецкого вторжения в Норвегию. Норвежская кампания вновь соединила судьбы трех польских эсминцев. С первых же дней эсминцы принимают активное участие в операции по защите Норвегии. Они прикрывают британские линкоры в районе о. Скаггерак, сопровождают большой конвой, идущий из Bergen (Норвегия) в Rosyth (Великобритания). Затем сопровождают поврежденный тяжелый крейсер Suffolk. В последнюю неделю апреля Grom и Blyskawica оказываются под Нарвиком, где участвуют в отражении атак немецких наземных сил, штурмующих город. Главными целями эсминцев были позиции ПВО, противотанковой артиллерии и пулеметов противника. Кроме того, эсминцам приходилось постоянно патрулировать воды фиорда и отражать атаки авиации противника. 4 мая 1940 года около 8:00 Grom остановился в водах фиорда и наблюдал за приближающимся отрядом британских кораблей – крейсерами Aurora и Enterprise и двумя эсминцами Faulknor и Bedouin. В это же время наблюдатели обнаружили три немецких бомбардировщика Ju-88. Первые два самолета не атаковали корабль, но третий, который летел на большой высоте, внезапно начал атаку. Он сбросил шесть бомб. Командир корабля к тому времени уже дал ход и попытался увернуться, однако скорость эсминца была недостаточна. От четырех бомб удалось увернуться, но две последние с удивительной точностью попали в центральную часть корабля. Первая из них попала в снаряженный торпедный аппарат, что вызвало детонацию боеприпасов, вторая – разорвала обшивку на длине в 20 м. Несколько секунд Grom стоял неподвижно, после чего начал набирать крен. Затем корпус лопнул посередине, сложился вдвое и в течение четырех минут Grom полностью скрылся под водой. Британские корабли пришли на
помощь. Удалось подобрать 130 членов экипажа.
Погибло 59 человек. Уцелевшие моряки вошли в
состав экипажа нового эсминца – ORP Piorun. Потопленный 4 мая 1940 года
эсминец Grom
по сей день находится на дне фиорда Rombaken.
Основные тактико-технические данные
Параметры модели
Цена247 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|