[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

F-5E Tiger II

 

 

F-5E Tiger II FL-D01

Категория Авиация
Эпоха Холодная война
Страна США

Распространение истребителей F-5 по всему миру стало своеобразным символом американского влияния. И хотя эти самолеты очень мало использовались в боевых действиях самими США, им пришлось повоевать во многих локальных конфликтах. Но наибольшую известность у публики F-5 получили как имитаторы «Мигов» в школах TopGun и подобных им. Как выяснилось, опытный пилот за его штурвалом, вполне способен справиться с такими более современными самолетами, как F-14, F-15 или F-16.

Как правило, история любого самолета начинается с выбора двигателя. В случае с F-5 этим двигателем оказался J85 компании General Electric. На его основе компания Northrop разработала проект N-156, который в конце 1952 года был предложен ВВС США. Однако N-156 проиграл модели 83 компании Lockheed, которая впоследствии стала известна как F-104 Starfighter.

Поэтому карьера N-156 началась позже и необычно. В конце 1955 года ВВС США объявили конкурс на сверхзвуковой учебный самолет, который должен был заменить стареющие Lockheed T-33. И к марту 1956 года компания Northrop предложила переработанный проект N-156, который в двухместном варианте получил название N-156 T.  В июне того же года проект оказался победителем конкурса, а в 1961  был принят на вооружение как Northrop T-38 Talon. Производство этой машины  продолжалось 10 лет и всего было выпущено 1190 самолетов. Но это вовсе не двухместная версия истребителя F-5B или F-5F – это другой самолет!

Постепенно Northrop дожимала ВВС США и в конце 1958 года был подписан контракт на выпуск трех прототипов истребителя N-156 F.  Первый из них был облетан 30 июля 1959 года. Но за первыми прототипами относительно будущего истребителей  последовала трехлетняя драка между политиками, промышленниками и прочими заинтересованными и незаинтересованными кругами.

Внезапно администрация президента Эйзенхауэра решительно отмежевалась от включения в программу помощи союзникам поставок недорогих истребителей. В результате шансов на выживание у N-156 F практически не оставалось. Только приход к власти Кеннеди воскресил проект широкомасштабной поставки вооружений всем , по его словам, «защитникам сферы свободы во всем мире». Поэтому, кстати, иногда F-5 встречается и под названием  F-5 Freedom Fighter.

Серийный выпуск для программы MAP (Military Assistance Program) был начат в конце 1962 года. Первый серийный экземпляр поднялся в воздух в ноябре 1963 года. При этом с конвейера сходили как многоцелевые F-5A, так и учебно-боевые двухместные F-5B, отличающиеся от T-38 многими конструктивными особенностями, а также наличием вооружения.

В войска первые самолеты поступили в апреле 1964 года на авиабазу Вильямс в Аризоне, которая была выбрана для обучения иностранных пилотов. Первым покупателем самолетов оказался Иран, вооруживший 7 эскадрилий. Затем F-5 был приобретен Грецией (две эскадрильи) и Норвегией (108 машин, оборудованными посадочными гаками).  Позже они попали в Эфиопию, Марокко, Южную Корею и Южный Вьетнам, на Тайвань, Филиппины, в Ливию, Таиланд и Турцию. Канада приобрела лицензию и построила 115 собственных модификаций F-5, получивших обозначение CF-5A, CF-5D. В Голландии по лицензии было построено 105 самолетов с обозначением NF-5A/5B, а в Испании – 69 истребителей под обозначениями C-9 и CE-9.

В США общее количество выпущенных машин составило 621 штуку, в число которых входят и разведчик RF-5A, а также 134 двухместных машины F-5B.

Южновьетнамские машины «защищали свободу», поливая огнем вьетнамские деревни. Именно так – истребитель использовался для контрпартизанской борьбы! Собственно говоря, именно во Вьетнаме американцам пришлось пустить в бой и свои собственные «Тигры». Пилоты 10 Fighter Command Squadron выполняли по 33 штурмовых «миротворческих» вылетов в день. Затем машины были переданы 522 эскадрильи Южного Вьетнама. В 1973 году США в последний раз перебросили во Вьетнам большую партию вооружения. Среди прочего в ней оказалось и 128 истребителей F-5, которые были «одолжены» у Ирана, Южной Кореи и Тайваня. Но распадающийся Сайгонский режим спасти было уже нельзя. Один из пилотов F-5 в апреле 1975 года сбросил бомбы на президентский дворец в Сайгоне. А после падения режима только 26 машин были переброшены в Таиланд. Все остальные неповрежденными попали в руки победителей.

 Новое поколение «тигров»

 Пытаясь улучшить характеристики F-5, концерн Northrop в 1969 году установил новые двигатели J85-GE-21. В марте 1969 года состоялся облет новой модели. Эксперимент завершился успешно – новая машина достигла скорости 1,6 Маха. Однако дело не ограничилось заменой двигателей. Был внесен ряд модификаций, направленных на повышение маневренности самолета, повышающие его шансы в схватках с советскими самолетами. Постепенно вырисовывалась модель дешевого самолета, доступного широкому круги клиентов, предназначенного преимущественно для борьбы с воздушными целями.

Но вновь политические игрища сыграли роковую роль. Модернизированная машина полностью удовлетворяла требованиям Вашингтона к современному истребителю для союзников США. Он был готов к серийному производству. Но когда правительство США организовало соответствующий конкурс, компания McDonnel-Douglas предложила кастрированную версию Фантома F-4E, Vough-Crusader для бедных – F-8, компания Lockheed – модификацию Starfighter F-104. Northrop, как и следовало ожидать, предложил  новый «Тигр». Победителем стал именно он, но лишь 8 декабря 1970 года был подписан контракт на 325 самолетов, который получил официальное обозначение F-5E.

Начиная с апреля 1973 года машины начали поступать на авиабазу Вильямс, где машина получила прозвище «Тигр II”. Выпускался также двухместный вариант – F-5F, и разведчик RF-5E.

До середины 1981 года, когда Northrop разработал новую модификацию F-5G, было выпущено 1150 «Tiger II” всех модификаций.

Эти машины поставлялись в Бразилию, Чили, Эфиопию, Тайвань, Иран, Иорданию, Кению, Южную Корею, Малайзию, Саудовскую Аравию, Сингапур, Швейцарию, Судан, Индонезию, Северный Йемен, Венесуэлу и Мексику.

Иран, после падения шахского режима, интенсивно использовал большое количество F-5E и F-5F  в войне с Ираком. Но поскольку США в то время интенсивно продавали оружие Ираку, запчасти к этим самолетам у иранцев отсутствовали и в результате летающих машин у них практически не осталось.

Тактико-технические характеристики

Размах крыльев – 8,128 м

Размах крыла с ракетами Sidewinder – 8,532 м

Длина  - 14.68 м

Высота – 4.015 м

Ширина колеи  - 3.799 м

Собственный вес – 4346 кг

Взлетный вес (макс.) – 11 192 кг

Максимальная скорость – 1,63 Ма

Крейсерская скорость – 0,8 Ма

Скороподъемность 175,3 м/с

Потолок – 15790 м

Разбег – 640 м

Пробег при посадке – 1177 м

Дальность полета – 2567 км

Боевой радиус для задач перехвата – 1083 км

Боевой радиус для штурмовых задач – 222 км

Экипаж – 1 человек

Вооружение: 2*20мм пушки M-39 A-2, боекомплект по 280 снарядов на ствол, ракеты AIM-9 Sidewinder на законцовках крыльев, бомбы и ракеты на четырех пилонах под крыльями, дополнительный топливный бак под фюзеляжем.

 

Параметры модели

Издатель: Design Models 
Масштаб 1:33
Объем: 9 листов A4 + декаль
Компьютерный дизайн: нет
Степень сложности:  

Особенности модели

По качеству печати издание уступает моделям Халинского и GPM, однако выкройки сделаны на добротном плотном ватмане,  что позволяет собрать эффектную модель. Детализация интерьера кабины сопоставима с моделями от GPM, а проработка конструкции шасси превышает все, что можно увидеть у других производителей. Уникальным для данной модели является наличие в комплекте поставки декали, позволяющей создать именно американскую версию самолета. Вообще говоря, шаг интересный и продуманный – вы хотите получить иранскую модификацию – нанесите иранскую декаль. Но в бумаге, как правило, не реализованный. Окраска самолета серебристая, но не металлик! Расшивка подробная. Весьма интересная модель.

Цена

185  руб.

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: июня 10, 2003
Используются технологии uCoz