|
| GP-179
Немецкий танк Panzer IV является таким же символом танковых войск вермахта, как и Т-34 для Красной Армии. Его нередко называют «рабочей лошадкой Panzerwaffe. И хотя пропаганда разрекламировала PzKpfw VI Tiger I и PzKpfw V Panther, массовое использование Panzer-IV выдвигает его на первое место. История этого танка началась в 1934 году, когда немцы начали строить свою военную машину. Ограничения Версальского договора задвигали Германию в число второразрядных стран на карте Европы. Очевидно, что такое положение дел немцев никак не устраивало. Чтобы преодолеть экономическую и политическую изоляцию, Германия пошла на тесный контакт с Советским Союзом. Обе страны нашли то, в чем им было отказано в «мировом сообществе» - Германия получала от СССР сырье, а СССР – новые технологии. Кроме того, СССР предоставил полигоны и экспериментальные заводы для отработки новых технических решений. Первые засекреченные работы над танками в Германии были начаты в 1926 году. В результате на свет появились PzKpfw I Ausf.B (Panzer I) и PzKpfw II Ausf.C. В 1934 году, уже после прихода к власти Гитлера, были начаты работы над танками большего размера, которые должны были стать основным вооружением немецких танковых войск. Ими стали PzKpfw III и Panzer IV. Последний был предназначен для огневой поддержки наступления легких танков, уничтожая огнем бронированные цели, с которыми не могли справиться их пушки. Новая машина должна была быть вооружена пушкой калибра 75 мм. Работы над этой машиной шли рекордными темпами и уже в конце 1934 года фирма Rheinmetall-Borsig AG. Представила деревянную модель танка. В 1935 году первые прототипы прошли испытания на полигоне в Куммерсдорфе. Прототип Panzer-IV весил около 18 тонн и был оснащен двигателем мощностью 320 л.с., который обеспечивал скорость движения до 30 км/час. В 1935-36 годах развитием танка занялась фирма Krupp, заметно улучшившая конструкцию отдельных узлов – сказался опыт работы над Panzer II. Серийный выпуск машин начался в конце 1936 года и всего было выпущено 35 машин Ausf.A, которые использовались преимущественно как учебные. Надо сказать, что хотя работы над Panzer III и Panzer IV шли параллельно, последняя доводилась и вводилась в войска заметно быстрее. Меньшая по размерам «тройка» содержала большое количество технологических новинок, таких как полуавтоматическая коробка передач и торсионная подвеска. Все это требовало времени на доводку и в серию раньше пошла «четверка». Очередные модификации Ausf.B (42 штуки) Ausf.C (140 штук), выпущенные в 1938-39 годах, незначительно отличались от модификации А, но были переданы в линейные части и учебный батальон. Они приняли участие в захвате Чехословакии и Польши. Но работы над танком непрерывно продолжались. К концу 1939 года в серию была запущена Ausf.G. Этих машин было выпущено 229 штук (из планируемых 648). Отличались эти машины слегка усиленной броней и защитой люльки пушки. Все модернизации и изменения, вносимые в конструкцию танка, являлись отражением боевого опыта, что и обусловило как малый размер серий, так и частую их смену. Очередная модификация Ausf.E, объем выпуска которой составил 223 штуки, имела несколько модифицированное шасси, более широкие гусеницы и шаровую установку пулемета. Дополнительно на 30 мм была усилена лобовая броня. Танки этой серии вошли на территорию Франции, где оказалось, что внесенных изменений недостаточно, и в новой модификации Ausf.F1 броня вновь была усилена. Эти машины выпускались до марта 1942 года и всего их было построено 462 штуки. Но к этому времени немцам пришлось уже вплотную познакомиться с нашими Т-34 и КВ. Главным недостатком немецких «четверок» оказалась слишком слабая, для борьбы с нашими танками, пушка. До сих пор в Panzer IV устанавливалась пушка 7.5 cm KwK 37 L/24 (Обозначение L/24 указывает на отношение длины ствола к калибру, то есть 24*7.5 см = 180 см). Начальная скорость вылета снаряда из короткоствольной пушки была невелика, что отрицательно сказывалось на возможностях орудия – снаряды были не в состоянии пробить броню советских танков. Всю тяжесть борьбы с советскими танками приняла на себя зенитная артиллерия – в основном пушки Flak 36-37 88 mm. Поэтому нет ничего удивительного в том, что командиры танковых подразделений требовали новых танков, которые позволили бы вернуть утраченное техническое превосходство. Срочно были начаты исследовательские работы, однако их результаты –Тигры и Пантеры, могли появиться не раньше чем через год. Поэтому немцы были вынуждены заняться модификацией четверки. Как выяснилось, стареющую машину можно вооружить пушкой KwK 40 L/43 с более длинным стволом, которая обладало лучшими огневыми характеристиками. В Африке, где уже в течение года корпус генерала Роммеля перепахивал пустыню, существующие «четверки» были вполне способны справляться с бронетехникой союзников, и лишь появление в больших количествах новых танков Matilda и Grant несколько усложнило положение немцев. Но ввод новых «четверок» позволил немцам восстановить свои позиции. Неофициально машины классифицировались в зависимости от длины ствола и назывались соответственно «короткими» и «длинными». Для немцев это различие имело большое значение, особенно на Восточном фронте поскольку фактически определяло уровень потерь при столкновении с советскими танками. Следующие годы прошли под знаком «длинного ствола». Очередные версии F2, G и H выпускались только с длинноствольными пушками. Кроме того, начали устанавливаться дополнительные экраны, которые несколько изменили силуэт танка. Впрочем, из за особенностей конструкции корпуса Panzer IV, особую защиту эти экраны обеспечить так и не смогли. После Сталинградской битвы немцы практически свернули производство Panzer II, сократили выпуск PzKpfw III Ausf.M и развернули строительство новых танков, а также в тир раза увеличили выпуск «четверки». Надо сказать, что огромные потери бронетехники зимой 1942 года поставили немецкий Генеральный Штаб в трудное положение. На весну 1943 года Гитлер запланировал решающее сражение на Восточном фронте – операцию «Цитадель», известную нам как Курскую битву. На этом участке была сконцентрирована большая часть немецких танковых сил. Впервые «четверки» должны были действовать в тесном взаимодействии с Тиграми и Пантерами. Вновь назначенный инспектор танковых войск Гейнц Гудериан пытался унять необоснованные надежды на новые машины, и пытался сделать ставку на старые заслуженные «четверки». Дошло даже до парадоксальной ситуации, когда Гитлер потребовал прекратить выпуск всех танков кроме Тигров и Пантер. Но его вовремя от этого отговорили… Ведь в противном случае танковые силы вермахта сгорели бы в течение нескольких месяцев – недоработанные конструкции, нехватка запчастей, и не в последнюю очередь, Красная Армия быстро перемололи бы эти машины, которые не были запущены в массовое производство. Любое серьезное сражение в ходе Великой Отечественной войны приводило к резкому сокращению танкового парка, который удавалось восстановить только в ходе передышек. Так произошло после сражения под Москвой в декабре 1941 года, и зимой 1942 года под Сталинградом. Мобилизация сил перед Курской битвой, была, пожалуй, самой масштабной. Как утверждают многие историки, ее результат позволил приблизить конец войны на два-три года. Во всех этих сражениях Panzer IV оставался все той же «рабочей лошадкой», но возрастающее производство этих машин уже не могло покрыть потерь. Последняя версия Ausf.J с сеточными экранами и значительными упрощениями в конструкции несет не себе отличительные черты халтуры. Значительное влияние на падение культуры производства в последние годы войны оказали как нехватка стратегических материалов, так и тысячи бомб, непрерывно высыпавшихся на заводы Рейха. Всего с 1939 по 1945 год было построено 8630 Panzer IV всех модификаций. Следующей по популярности машиной является Пантера – 6273, а за ней идет Panzer III – 5934. Кроме того, на шасси от Panzer IV выпускалось самоходное орудие Stug IV (SdKfz 163), PanzerJager IV, несколько типов зенитных систем Flakpanzer, гаубица Hummel, и Noshorn. Основные тактико-технические данные
Параметры модели
Особенности моделиПолный интерьер. Цена575 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|