(C) Олизаревич
Юрий Степанович, г. МинскYuristep@rambler.ru
Для
картонных моделей истребителей Второй
мировой войны масштаб 1:24 пожалуй самый
эффектный. В масштабе 1:33модели истребителей получаются
несколько маловатыми и на расстоянии
свыше 2 м на них становятся
малозаметными различные приятные «мелочи».
Сделать же картонную модель без изъянов
(без просветов между листами обшивки и
без некоторой угловатости на сильно
закругленных поверхностях) весьма
непросто. «Просветы» и «угловатости»
картонных моделей при рассматривании их
с расстояния 0,5 - 1 м становятся слишком
заметными и это значительно ухудшает
эффектность зрительного восприятия
небольших по размеру моделей.
В
отличие от всех других журналов, в JSC для
своего Спитфайра выбрали масштаб 1:24, что
сразу сделало модель весьма
примечательной. Кроме того, они очень
красиво (именно красиво, а не
качественно) изобразили раскраску и
расшивку самолета. Этих двух факторов
оказалось достаточным для того, чтобы
сделать эту модель весьма
притягательной для «картонных»
моделистов.
Но
на этом достоинства JSC и закончились.
Дальше остались только лишь одни
проблемы по сборке этой модели.
Первое
с чем, придется столкнуться при сборке –
это весьма неудачная схема выкроек
фюзеляжа. Верхнюю часть моторного
отсека Вам не удастся состыковать с
остальными деталями без существенного
ее подрезания по длине и ширине. Нижняя
часть моторного отсека спроектирована с
малым количеством переходов и потому в
оригинальной разработке она получится в
Вас не закругленной, как на настоящем
самолете, а угловатой и некрасивой.
Чтобы избежать этого, необходимо будет
несколько подрезать выкройки
подмоторной части фюзеляжа. Средняя
часть фюзеляжа также не соответствуетразмерам других деталей. В частности
вырез под фонарь кабины потребуется
несколько увеличить, а стык в районе
центроплана придется подгонять для
придания правильных пропорций длины и
ширины фюзеляжа. Выполненная цельным
куском закабинная часть фюзеляжа имеет
еще худшие недостатки, самый главный из
которых то, что нарисованные по борту
самолета буквы RF
и D Вам ни
за что не удастся расположить так, чтобы
они шли строго вдоль оси фюзеляжа.
Спереди они будут ниже оси, а сзади –
выше оси. Вопрос только в том, насколько
Вы сумеете это каким-то способом
уменьшить. Выкройка киля самолета
спроектирована крайне нетехнологично
для последующей ее состыковки с
фюзеляжем. Расположить киль самолета
перпендикулярно оси фюзеляжа удастся
только ценой подрезания стыка киля с
фюзеляжем. Крайне сложной проблемой
окажется придание подкилевой части
фюзеляжа плавности перехода с фюзеляжем
и с самим килем.
На
этом проблемы с моделью Спитфайра в JSC не
заканчиваются.Детали
нижней поверхности крыла самолета не
сходятся по опознавательным кругам
Королевских ВВС и по расшивке. Здесь
опять понадобится корректировка
выкроек. Кроме того, консоли крыльев в
оригинальной разработке
неперпендикулярны продольной оси
фюзеляжа. Для исправления этого дефекта
придется корректировать не только стыки
консолей с центропланом, но и верхние и
нижние части консолей между собой.
Внутренние
детали ниш шассиспроектированы
вообще для режима «свободного
конструктора»:как
сообразите – так и сделаете. Это же
касается и зализов крыла. Если вы
попытаетесь наклеить их не подрезая, то
Вы не только не сможете совместить линии
камуфляжной раскраски, но и вообще
заклеите буквенные обозначения на
фюзеляже. Изготовление самого крыла
сопряжено еще и с такой сложностью, что
его эллиптическую в плане форму весьма
непросто окажется совместить с
приданием закругления передней кромке
крыла.
Для
придания модели более привлекательного
вида (по крайней мере для меня) я изменил
эллиптические законцовки крыльев на «срезанные»,
как это было на Спифайрах модификации Lf.
Кок и лопасти воздушного винта я сделал
из дерева, т.к. из выкроек журнала они
смотрелись бы довольно примитивно (кроме
того следует учесть, что выкройки кока
винта несколько маловаты по диаметру и
потому сделанный из них кок винта не
удастся совместить с деталями моторного
отсека фюзеляжа).
Фонарь
кабины я сделал способом вытягивания
разогретого куска
полиэтилентерафталатной (ПЭТ) бутылки
на деревянную форму. Изготовление таким
способом фонаря кабины довольно
проблематично, т.к. без использования
вакуумных технологий ПЭТ лист
совершенно «не желает» оборачиваться
вокруг поверхностей двойной кривизны.
Но если это все же удастся сделать, то
сделанный таким способом фонарь
выглядит куда лучше, чем вырезанный из
плоского листа.
Что
же после преодоления всех «недоразумений»,
предоставляемых разработчиками JSC можно
в конечном итоге получить, можно увидеть
на фотографиях. К сожалению, фотографии
сделаны при использовании штатного 50 мм
объектива, а не длиннофокусного, поэтому
глубина резкости на фотографиях не
самая лучшая и есть некоторые искажения
пропорций модели (детали переднего
плана непропорционально великоваты по
отношению к деталям заднего плана).
Конечно
это не идеальная модель (ибо нет предела
совершенствованию), но по крайней мере
по ней можно увидеть, чтоСпитфайр, в JSC стоит того, чтобы с ним
повозиться. Кроме того, следует
учитывать, что фотография передает
всего лишь десятую часть того
впечатления, которое оказывает модель
при рассматривании ее «живьем».
Вывод: красивая и очень эффектная (38 х
46 см) модель, но крайне сложная в
изготовлении из-за множества
значительных ошибок, допущенных при
проектировании картонных выкроек.