|
| HA-O9
GAMBIER BAY принадлежал к эскортным авианосцам класса CASABLANCA, которые начали поступать на флот в июле 1943 г. Сам класс этих авианосцев возник в результате необычайно острой потребности ВМФ США в авианосцах сопровождения, которые могли бы быстро и в больших количествах введены в строй. Проект был разработан Генри Кайзером, и первоначально был отвергнут, но Кайзер нажал на свои личные связи с президентом Рузвельтом и пообещал ему до конца года ввести в строй 100 авианосцев этого типа, в результате чего получил добро на строительство серии. Конечно, обещания остались обещаниями. В течение года с начала работы над проектом и строительства первого авианосца CASABLANCA Кайзер, который получил прозвище "Погоняло Генри" (Hurry up Henry) передал заказчику 10 авианосцев, а оставшиеся из 50 кораблей, заказанных ВМФ - к середине июля 1944 г. Конечно, и такой результат вызывает законное уважение как к организаторским способностям Кайзера, так и к американской военной промышленности. Для строительства эскортных авианосцев использовался проект корпуса быстроходного транспортного корабля, который был адаптирован для новых задач - их характерной особенностью была плоская корма. Корабли оснащались двумя лифтами и одной катапультой, но в то же время были достаточно слабо вооружены и бронированы. В результате некоторые из кораблей этого класса, такие как BISMARCK SEA, OMMANEY BAY и St.LO. ушли на дно в результате атак камикадзе, а LISCOME BAY был потоплен в результате попадания залпа торпед с подводной лодки I-175. Большая часть авианосцев этого класса несла службу на Тихом Океане и только пять кораблей - в Атлантике, где занимались в основном охотой за подводными лодками. Авианосец Gambier Bay был заложен 10 июля 1943 г. и спущен на воду в ноябре того же года. В строй он вступил 28 декабря 1943 года. Командиром корабля был назначен командор Хью Гудвин. В феврале 1944 года Gambier Bay прибыл в Пирл Харбор куда доставил 400 пехотинцев, а затем направился на Маршалловы острова На обратном пути он забрал с других авианосцев самолеты, подлежащие заводскому ремонту. В начале марта 1944 г. авианосцец вошел в сухой док, где его прежняя монотонно серая окраска была заменена новым камуфляжем Measure 32/15a. Кроме того, были заменены оба ходовых винта. В начале апреля в Сан Диего авианосец принял на борт авиагруппу VC-10, а 1 мая отплыл в направлении Маршалловых островов в составе тактической группы TG 52.11 С 15 июня по 31 июля VC-10 обеспечивал поддержку боевых действий пехоты, штурмующей острова Сайпан и Тиниан. В течение первых 11 дней августа действовал в районе Гуама, поддерживая штурм острова, а затем вернулся на Маршалловы острова для ремонта и пополнения запасов. 18 августа командиром корабля был назначен капитан Вальтер Вьювег. Следующие 10 дней прошли в поддержке морского десанта на Пелейе и Ангаур. Затем, перед началом операции по захвату Филиппин Gambier Bay был включен в состав TG 77.4 под командованием адмирала Томаса Спрега. Утром 25 ноября группа, патрулирующая восточный берег острова Самар, неожиданно столкнулась с мощной группировкой японского флота, направляющегося в залив Лейте, где планировалось разбить атакующие силы американцев. Японские силы в составе 4-х броненосцев, 8-ми крейсеров и 15 эвминцев двинулись на американскую группу, приняв ее по ошибке за ударный авианосный отряд. В 6.59 суперлинкор "Ямато" открыл огонь главным калибром с расстояния 32 км, а позже подключил огонь с остальных орудий. В ответ американцы подняли в воздух все пригодные к бою самолеты и атаковали противника. Эсминцы сопровождения поставили дымовую завесу и бросились в атаку. В 7.10 Johnsthon попал торпедой в тяжелый крейсер "Кумано", выведя тем самым корабль из дальнейшей схватки. Через полчаса Heerman атаковал торпедами "Ямато". Линкор сумел уклониться от залпа, но в ходе маневра оказался далеко от района боевых действия и больше участия в них не принимал. Артиллерия авианосцев также попыталась оказать сопротивление, обстреливая японские крейсера и эсминцы. Однако преимущество японцев было слишком сильным - в 8.55 вместе с экипажем пошел на дно эсминец Hoel, в который попало около 40 снарядов крупного калибра. Johnston ввязался в дуэль с крейсером "Чикума", который обстреливал авианосец Gambier Bay, а затем обстрелял крейсер "Яхаги", заставив японца перенести огонь на эсминец. Но крейсеры "Тоне" и "Чикума" продолжали вести огонь по Gambier Bay, а позже к ним присоединился линкор "Конго". Поврежденный корабль сбавил ход и превратился в легкую цель. В 8.50 командир приказал покинуть судно, которое начало крениться на левый борт, а в 9.11 перевернулось и ушло под воду. В 10.10 затонули эсминцы Johnston и Samuel B. Roberts. Когда казалось, что остальным авианосцам группы уготована та же печальная судьба, японцы прервали бой и покинули район. Потеряв три тяжелых крейсера, они потопили один авианосец и три эсминца, не достигну при этом главного своего задания - уничтожения ударной авианосной группировки в районе. Большая часть оставшихся в живых членов экипажа Gambier Bay собралась в 7-8 групп. Те, для кого не хватило места на спасательных плотах, удерживались на воде, держась за остатки оборудования корабля - бочки, доски палубы и т.д. Утром следующего дня два раза были замечены самолеты, пролетавшие на расстоянии около 10 км от места гибели корабля, но пилоты не заметили ракет, выпущенных матросами. И только около 22.30 того же дня остатки экипажа были обнаружены спасательными кораблями, вышедшими из Лейте. В течение нескольких последующих часов все оставшиеся в живых, в том числе около 700 членов экипажа Gambier Bay были подняты на борт. Основные тактико-технические данные
Параметры модели
ПримечанияХорошим дополнением к этой модели может служить палубный истребитель F4F-3 Wildcat.
Цена790 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|