|
| FL-D01
Распространение истребителей F-5 по всему миру стало своеобразным символом американского влияния. И хотя эти самолеты очень мало использовались в боевых действиях самими США, им пришлось повоевать во многих локальных конфликтах. Но наибольшую известность у публики F-5 получили как имитаторы «Мигов» в школах TopGun и подобных им. Как выяснилось, опытный пилот за его штурвалом, вполне способен справиться с такими более современными самолетами, как F-14, F-15 или F-16. Как правило, история любого самолета начинается с выбора двигателя. В случае с F-5 этим двигателем оказался J85 компании General Electric. На его основе компания Northrop разработала проект N-156, который в конце 1952 года был предложен ВВС США. Однако N-156 проиграл модели 83 компании Lockheed, которая впоследствии стала известна как F-104 Starfighter. Поэтому карьера N-156 началась позже и необычно. В конце 1955 года ВВС США объявили конкурс на сверхзвуковой учебный самолет, который должен был заменить стареющие Lockheed T-33. И к марту 1956 года компания Northrop предложила переработанный проект N-156, который в двухместном варианте получил название N-156 T. В июне того же года проект оказался победителем конкурса, а в 1961 был принят на вооружение как Northrop T-38 Talon. Производство этой машины продолжалось 10 лет и всего было выпущено 1190 самолетов. Но это вовсе не двухместная версия истребителя F-5B или F-5F – это другой самолет! Постепенно Northrop дожимала ВВС США и в конце 1958 года был подписан контракт на выпуск трех прототипов истребителя N-156 F. Первый из них был облетан 30 июля 1959 года. Но за первыми прототипами относительно будущего истребителей последовала трехлетняя драка между политиками, промышленниками и прочими заинтересованными и незаинтересованными кругами. Внезапно администрация президента Эйзенхауэра решительно отмежевалась от включения в программу помощи союзникам поставок недорогих истребителей. В результате шансов на выживание у N-156 F практически не оставалось. Только приход к власти Кеннеди воскресил проект широкомасштабной поставки вооружений всем , по его словам, «защитникам сферы свободы во всем мире». Поэтому, кстати, иногда F-5 встречается и под названием F-5 Freedom Fighter. Серийный выпуск для программы MAP (Military Assistance Program) был начат в конце 1962 года. Первый серийный экземпляр поднялся в воздух в ноябре 1963 года. При этом с конвейера сходили как многоцелевые F-5A, так и учебно-боевые двухместные F-5B, отличающиеся от T-38 многими конструктивными особенностями, а также наличием вооружения. В войска первые самолеты
поступили в апреле 1964 года на авиабазу
Вильямс в Аризоне, которая была выбрана для
обучения иностранных пилотов. Первым
покупателем самолетов оказался Иран,
вооруживший 7 эскадрилий. Затем F-5
был приобретен Грецией (две эскадрильи) и
Норвегией (108 машин, оборудованными
посадочными гаками). Позже
они попали в Эфиопию, Марокко, Южную Корею и
Южный Вьетнам, на Тайвань, Филиппины, в
Ливию, Таиланд и Турцию. Канада приобрела
лицензию и построила 115 собственных
модификаций F-5,
получивших обозначение CF-5A,
CF-5D. В Голландии по лицензии было
построено 105 самолетов с обозначением NF-5A/5B,
а в Испании – 69 истребителей под
обозначениями C-9
и CE-9. В США общее количество выпущенных машин составило 621 штуку, в число которых входят и разведчик RF-5A, а также 134 двухместных машины F-5B. Южновьетнамские машины «защищали свободу», поливая огнем вьетнамские деревни. Именно так – истребитель использовался для контрпартизанской борьбы! Собственно говоря, именно во Вьетнаме американцам пришлось пустить в бой и свои собственные «Тигры». Пилоты 10 Fighter Command Squadron выполняли по 33 штурмовых «миротворческих» вылетов в день. Затем машины были переданы 522 эскадрильи Южного Вьетнама. В 1973 году США в последний раз перебросили во Вьетнам большую партию вооружения. Среди прочего в ней оказалось и 128 истребителей F-5, которые были «одолжены» у Ирана, Южной Кореи и Тайваня. Но распадающийся Сайгонский режим спасти было уже нельзя. Один из пилотов F-5 в апреле 1975 года сбросил бомбы на президентский дворец в Сайгоне. А после падения режима только 26 машин были переброшены в Таиланд. Все остальные неповрежденными попали в руки победителей. Новое поколение «тигров»Пытаясь улучшить характеристики F-5, концерн Northrop в 1969 году установил новые двигатели J85-GE-21. В марте 1969 года состоялся облет новой модели. Эксперимент завершился успешно – новая машина достигла скорости 1,6 Маха. Однако дело не ограничилось заменой двигателей. Был внесен ряд модификаций, направленных на повышение маневренности самолета, повышающие его шансы в схватках с советскими самолетами. Постепенно вырисовывалась модель дешевого самолета, доступного широкому круги клиентов, предназначенного преимущественно для борьбы с воздушными целями. Но вновь политические игрища сыграли роковую роль. Модернизированная машина полностью удовлетворяла требованиям Вашингтона к современному истребителю для союзников США. Он был готов к серийному производству. Но когда правительство США организовало соответствующий конкурс, компания McDonnel-Douglas предложила кастрированную версию Фантома F-4E, Vough-Crusader для бедных – F-8, компания Lockheed – модификацию Starfighter F-104. Northrop, как и следовало ожидать, предложил новый «Тигр». Победителем стал именно он, но лишь 8 декабря 1970 года был подписан контракт на 325 самолетов, который получил официальное обозначение F-5E. Начиная с апреля 1973 года машины начали поступать на авиабазу Вильямс, где машина получила прозвище «Тигр II”. Выпускался также двухместный вариант – F-5F, и разведчик RF-5E. До середины 1981 года, когда Northrop разработал новую модификацию F-5G, было выпущено 1150 «Tiger II” всех модификаций. Эти машины поставлялись в Бразилию, Чили, Эфиопию, Тайвань, Иран, Иорданию, Кению, Южную Корею, Малайзию, Саудовскую Аравию, Сингапур, Швейцарию, Судан, Индонезию, Северный Йемен, Венесуэлу и Мексику. Иран, после падения шахского режима, интенсивно использовал большое количество F-5E и F-5F в войне с Ираком. Но поскольку США в то время интенсивно продавали оружие Ираку, запчасти к этим самолетам у иранцев отсутствовали и в результате летающих машин у них практически не осталось.Тактико-технические характеристики
Параметры модели
Особенности моделиПо качеству печати издание уступает моделям Халинского и GPM, однако выкройки сделаны на добротном плотном ватмане, что позволяет собрать эффектную модель. Детализация интерьера кабины сопоставима с моделями от GPM, а проработка конструкции шасси превышает все, что можно увидеть у других производителей. Уникальным для данной модели является наличие в комплекте поставки декали, позволяющей создать именно американскую версию самолета. Вообще говоря, шаг интересный и продуманный – вы хотите получить иранскую модификацию – нанесите иранскую декаль. Но в бумаге, как правило, не реализованный. Окраска самолета серебристая, но не металлик! Расшивка подробная. Весьма интересная модель. Цена185 руб. |
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|