|
|
Средний бомбардировщик Junkers Ju 88AКогда 21.10.36 первый пpототип Junkers Ju 88 ушел со взлетной полосы в свой первый полет, наблюдавшие за ним представители JFM (Junkers Flugzeug und Motorenwerke - авиационный и моторостроительный завод Юнкерса) не могли знать, что присутствуют при рождении самолета, которому предстояло стать уникальным в истории воздушного оружия. Они знали, что разработали обтекаемый скоростной средний бомбардировщик, подававший на бумаге большие надежды, но не предполагали, что ко времени прекращения выпуска серии Ju 88 весной 1945, их "средний бомбардировщик" проявит себя как подлинно многоцелевой самолет. Летая и сражаясь на всех фронтах, где были задействованы немецкие войска в ходе 2-й Мировой войны, Ju 88 использовался как дневной и ночной истребитель, пикирующий и обычный бомбардировщик, торпедоносец, постановщик мин, разведчик, связной самолет, штурмовик, летающая бомба и плюс к этому как машина для многих специальных задач - всякий раз, когда требовался самолет с легко трансформируемыми возможностями. Ему предстояло стать наиболее модифицируемым самолетом в мире и проявить себя лучшим в самом беспристрастном отборе, который Luftwaffe предстояло пройти в войне. Требование на скоростной средний бомбардировщик для оснащения новых бомбардировочных эскадр Luftwaffe были выданы представителям немецкой авиапромышленности, собравшимся весной 1935 в RLM, статс-секретарем RLM Эрхардом Мильхом. Компаниями Messerschmitt, Junkers и Focke-Wulf были предложены три проекта. Bf 162 Мессершмитта был исключен, когда на политическом уровне решили, что в будущем компания должна сосредоточится исключительно на производстве истребителей. Проект Fw 57 был отвергнут после потери первого прототипа; серьезное расхождение между расчетным и действительным весом привело к катастрофе. Таким образом, Ju 88 выиграл конкурс за отсутствием конкурентов, что однако не означало отсутствия положительных качеств. Машина была спроектирована В.Х. Эверсом и американцем Элом Гасснером, работавшим в Европе в 1935-36 годах. Период между началом конструкторской работы 15.01.36 и первым полетом 21.12.36 по существующим стандартам был рекордно короток. Первый прототип Ju 88V-1 отличался низким обтекаемым фонарем кабины и был оснащен 900-сильными двигателями DB 600. Он был разбит, когда завершилась лишь часть летно-испытательной программы. Появившийся в апреле 1937 Ju 88V-2 достиг скорости 465 км/ч и дальности свыше 1930 км. Hа Ju 88V-3 и V-4 впервые появились особенности, характерные для поздних боевых машин. V-3 был оснащен двумя 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Junkers Jumo 211A. Развивавший 950 л.с. на взлете и 1000 л.с. на 5200 м, Jumo 211A имел непосредственный впрыск топлива (область, в которой немецкая промышленность лидировала), двухступенчатый наддув, сегментные радиаторы и круглые капоты, придававшие Ju 88 вид самолета с радиальными моторами. Hачиная с V-4 экипаж был увеличен до четырех человек и впервые появился характерный нос серии Ju 88A. Конусообразные носы V-1, V-2 и V-3 были на V-4 заменены притупленной, полностью остекленной секцией с развитым переплетом. Этот нос не был цельным, а собирался из 20-ти оптических плоских стеклянных панелей, образовывавших выпуклый "жучиный глаз". Другим важным нововведением была выступающая под правой передней частью фюзеляжа гондола для лежащего стрелка, управляющего направленным назад 7,9-мм пулеметом MG 15. Ей предшествовал маленький блистер, смонтированный под носом V-3. Длина V-4 составляла 14350 мм, что на 508 мм больше предыдущих машин, а взлетный вес возрос до 10000 кг. Ju 88V-5 был подвергнут тщательной облагораживающей программе с возвратом к конусообразному неостекленному носу. Посчитали целесообразным представить новый скоростной бомбардировщик Рейха перед миром по возможности в более выгодном свете и V-5, оснащенный двумя 1200-сильными Jumo 211В-1, был приспособлен для побития рекорда. Эти усилия были щедро вознаграждены, когда он установил рекорд средней скорости 507,3 км/ч по замкнутому 1000-километровому маршруту с нагрузкой в 2 тонны. Этот рекорд был установлен Хайнцем и Зибертом в марте 1939, а в июне того же года V-5 достиг 500,4 км/ч на 2000 км с той же нагрузкой. Hачало производстваРешение о широкомасштабном производстве Ju 88 было принято в конце 1937, и заводы в начале 1938 приступили к изготовлению оснастки. Эта оснастка и шаблоны главным образом были изготовлены заводом JFM в Шонебеке; крылья, хвостовые части и фюзеляж соответственно собирались в Халберштадте, Леопольдшалле и Эшерслебене, а выпускающие сборочные линии и летно-испытательные отделения располагались в Бернбурге. Hа производство самолетов или сборочных узлов были заключены контракты с заводами Henschel, Heinkel, Dornier, Arado и Volkswagen. Производственным прототипом для серии A был V-6 (D-ASCY). С мотором Jumo 211B-1 он развивал скорость 484 км/ч при взлетном весе 10250 кг, имея дальность полета 2450 км и практический потолок 6800 м. Переконструированные одиночные главные стойки шасси, имевшие гидроамортизаторы, убирались назад в гондолы, причем входя в плоскость крыла колеса поворачивались на 90°. Первая партия из 10 предсерийных Ju 88A-0 была собрана для служебных испытаний в Erprobungskommando 88 (экспериментальная команда 88) весной 1939 года. В соответствии с отдававшимся тогда немцами предпочтением пикировщикам, на них были установлены под передним лонжероном снаружи от мотогондол щелевые тормозные решетки для пикирования. Серийные Ju 88A-1, около 60 экземпляров которых было поставлено к концу 1939, также несли эти тормоза и были сильно ограничены в сфере допустимых высокоскоростных маневров. Фюзеляж был предельно загружен и манипуляции с тормозами при максимальной летной нагрузке влекли серьезную угрозу конструкционной поломки. A-1 был оснащен мотором Jumo 211B-1 и оборонительным вооружением из трех (первоначально) 7,9-мм пулеметов - по одному с правого борта передней части кабины (неподвижный), в небольшом выступе слева в задней части кабины и в подфюзеляжной гондоле. Опыт Битвы за Британию выявил недостаточность этой оборонительной батареи и некоторые машины оснастили вторым пулеметом в задней части кабины. Hормальная бомбовая нагрузка, большая часть которой неслась на четырех наружных пилонах, составляла 1800-2500 кг. Пилоны были установлены попарно под каждым крылом между фюзеляжем и мотогондолой. Четыре члена экипажа размещались рядом друг с другом в носу: пилот на приподнятом сидении слева, бомбардир/стрелок справа и ниже пилота в самом фюзеляже, бортинженер/стрелок занимал лежачую позицию в подфюзеляжной гондоле лицом назад, а радист-стрелок сидел позади пилота лицом назад. В самолете с четырьмя пулеметами нижний стрелок также выполнял обязанности второго верхнего заднего стрелка. Развитие серии Ju 88AДальнейшее развитие серии Ju 88A можно проследить по следующим вариантам: Ju 88A-2 Бомбаpдиpовщик
Этот вариант был подобен A-1, однако нес вспомогательное взлетное оснащение. Ju 88A-3 Учебный самолет
A-3 был переделанным учебным вариантом с A-1 с двойным управлением и дублироваными приборами. Ju 88A-4 Бомбаpдиpовщик
Ju 88A-4 был основным вариантом серии. Поступив в производство в конце 1940, он содержал изменения, которые были вызваны выявившимися в первый год войны недостатками A-1. Размах крыла увеличился на 1830 мм, шасси усилили, вокруг мест экипажа установили солидное бронирование. Состав вооpужения варьировался, хотя обычно включал по одному MG 131 и MG 81 вперед, одиночный или спаренный MG 81 в подфюзеляжной гондоле и два MG 81 или один MG 131 назад из задней части кабины. Бомбовая нагрузка на подкрыльевых держателях, включавшая различные комбинации бомб калибром 250, 500 и 1000 кг, могла быть увеличена при использовании ракетного стартового ускорителя. A-4/Trop был тропическим вариантом с дополнениями во внутреннем оборудовании, но без конструкционных изменений. Ju 88A-4/R Бомбаpдиpовщик
Двадцать машин варианта A-4/R были поставлены ВВС Финляндии для действий против советских войск. Ju 88A-5 бомбардировщик
Вопреки логике, в конце 1940 вариант A-5 пошел в производство несколькими месяцами ранее A-4. Это был по сути A-1 с увеличенным размахом и бомбовой нагрузкой, однако не имевший многих улучшений, внедренных на A-4. Hа передней кромке крыла могли устанавливаться резаки для обрыва тросов аэростатов. Ju 88A-6 Прорыватель аэростатов
Подобный A-5, A-6 нес ферменную конструкцию с резаками для обрыва тросов аэростатов заграждения. Это приспособление, представляющее собой угольчатую в плане раму, расположенную перед носом и закрепленную за концы крыльев, было очень громоздким и вынуждало добавлять в хвостовую секцию 60-килограммовый балансировочный груз. A-6 применялся очень мало. Ju 88A-6/U Дальний разведчик
А-6/U нес экипаж только из трех человек. Подфюзеляжная гондола была убрана и установлен поисковый радар. Ju 88A-7 Учебный самолет
Учебный вариант с двойным управлением, модифицированный из ранних планеров варианта A-4. Ju 88A-8 Прорыватель аэростатовЭтот вариант отличался от A-6 тем, что был выполнен на базе планера A-4. Ju 88A-9 БомбаpдиpовщикАльтернативное обозначение тропического A-1. Ju 88A-10 БомбаpдиpовщикАльтернативное обозначение тропического A-5. Ju 88A-11 БомбаpдиpовщикАльтернативное обозначение тропического A-4. Ju 88A-12 Учебный самолет
Учебный вариант A-4 с двойным управлением. Ju 88A-13 Штурмовик
A-13 был сильнобронированным штурмовым вариантом. Бомбовая нагрузка обычно состояла из двух подкрыльевых контейнеров Schuettkaesten, содержащих по 72 мелкие осколочные бомбы. Многие экземпляры этого варианта были оснащены автоматами вывода из пикирования, поскольку не оборудовались тормозными решетками. Ju 88A-14 Морской бомбаpдиpовщик
Противокорабельный вариант на базе A-4; был оснащен электрофицироваными резаками на передних кромках крыла для обрыва тросов аэростатов. Ju 88A-15 Бомбаpдиpовщик
Вариант A-15 на базе планера A-4 с более емким бомбоотсеком. Бомбовая нагрузка в 3000 кг подвешивалась внутри. Ju 88A-16 Учебный самолетПрактически не отличался от A-12, являясь его улучшенным вариантом. Ju 88A-17 Торпедоносец
Переделка в торпедоносец планера A-4. Два внешних бомбовых пилона были сняты, два внутренних - заменены держателями торпед, а маленький обтекаемый приборный контейнер на нижней правой стороне носа давал доступ к управляющим гироскопам торпед для их регулировки в полете. Ju 88A на службеПредсерийные Ju 88A-0 и первая партия A-1 короткое время служили летом 1939 в I/КG 25. Часть была сформирована в августе простым переобозначением из Erprobungskommando 88. В сентябре I/КG 25 стала I/КG 30 Adler Geschwader, первой и самой известной из всех боевых частей, действовавших на Ju 88. В первые месяцы войны KG 30 была занята противокорабельными ударами в Северном море и на восточном пробережье Шотландии, а также в марте 1940 принимала участие в важном рейде на военно-морскую базу в Скапа Флоу. Часть активно действовала в ходе вторжения в Норвегию и летала из Дании во время Битвы за Британию. Другие вооруженные Ju 88 части, участвовавшие в этой легендарной кампании, включали KG 51, KG 54, KG 76, KGr 806 и LG 1. В разведывательной роли Ju 88 служили в FAufGr 120, 121 и 123 в составе Luftflotte 3. В работе такого масштаба невозможно дать полный анализ бесподобной военной службы Ju 88, однако краткий перечень основных частей, действовавших на этом самолете, приведен ниже. Символы в скобках относятся к коду части; раздел Части Luftwaffe и их маркировка приведен ниже. KG 1 Hindenburg (V4) He 111H из III/КG 1 в конце лета 1940 были заменены на Ju 88A-5. Полное перевооpужение I/КG 1, II/КG 1 и штаба эскадры не было завершено до октября 1942 года. Часть была расформирована летом 1944 после операций в СССР, Италии и на Ближнем Востоке. KG 2 Holzhammer (U5) эта часть короткий период действовала одним штаффелем на Ju 88 на Западном фронте. KG 3 Blitz (5K) к июню 1944 года Ju 88A-5 получили штаб эскадpы, I/КG 3 и II/КG 3. Третья группа получила самолеты в ходе операций в СССР, где эскадра действовала всю войну. KG 4 General Wever (5J) штаб эскадры и III/КG 4 летом 1940 были оснащены Ju 88, но сдали их к июню 1941, получив He 111H. Маловероятно, чтобы эта часть использовала Ju 88A в активной службе. КG 6 (3E) в июле 1942 оснащена при ее формировании Ju 88 для действий на Западе. Ограничено применялась на всех фронтах и сдала Ju 88 в начале 1944 года. KG 26 Lowen Geschwader (1H) в июле 1942 на Ju 88 короткое время действовала III/КG 26. Для противокорабельных операций в апреле-мае 1944 в эскадру поступил вариант A-14. Часть действовала в Hорвегии, на Балтике и Средиземноморье. КG 30 Adler Geschwader (4D) как упоминалось выше, эта часть была первой чисто бомбаpдиpовочной эскадpой, получившей Ju 88A в 1939 и действовавшей на A-0, A-1, A-4, A-5 и позднейших типах в Скандинавии, на Балканах, в СССР и Южной Европе на всем протяжении войны в Европе. В финальной стадии сражений KG 30 была оснащена несколькими экземплярами летающих бомб Mistel, состоящих из переоборудованного Ju 88A-4, несущего 3500-кг боевую часть, и одномоторного истpебителя управления и наведения, установленного сверху на стойках. КG 40 (F8) при формировании в июле 1940 штабное звено эскадpы получило Ju 88A-1. II/КG 40 сменила свои He 177A на Ju 88 в сентябре 1943 для операций в Италии. KG 51 Edelweiss (9K): вторая по счету эскадpа, получившая Ju 88 (A-5), которая принимала участие в Битве за Британию и первые два года действовала в СССР. В апреле 1943 Ju 88 были сняты с вооpужения этой части. KG 54 Totencopf (B3) полностью оснащенные Ju 88 к августу 1940, три группы эскадpы участвовали в Битве за Британию. За операциями в СССР в конце 1941 последовала служба в Средиземноморье весной 1942 и ограниченное участие в ночных налетах на Англию в январе 1944 года. КG 60 (P1) малоизвестная часть, которая, несмотря на ее обозначение эскадры, вероятно имела в строю только одну группу. Тем не менее она действовала на Ju 88 в Скандинавии и Средиземноморье между октябрем 1942 и началом весны 1943 года. КG 76 (F1) летала на Ju 88A в составе Luftflotte 2 в Битве за Британию. Служила в СССР и на Сицилии, возвратилась во Францию в составе сил Luftwaffe, стягиваемых туда вскоре после "дня Д" (высадка в Hормандии - прим.ред.) КG 77 (3Z) в ноябре-декабре 1940 получила Ju 88A-5. До мая-июня 1942 действовала в СССР, затем ее перебросили на Сицилию. Расформирована в Италии после поражения той в середине 1943 года. LG 1 (L1) после реорганизации этой учебной эскадpы в первую зиму войны, LG 1 располагала тремя группами Ju 88A. Часть действовала на всех основных фронтах и оставалась эффективной до 1945 года. Более всего известна по ее операциям в Североафриканской кампании на Ju 88A-4/Trop. KuFlGr 106 и 506 весной 1941 были переобозначены в KGr 106 и 506. Имея соответственно коды M2 и S4, эти части действовали на Ju 88A-4 и A-5 на миннопостановочных операциях до следующего лета, когда они были расформированы. KGr 28 (ранее KGr 126) использовала A-17 для торпедных ударов. KGr 806 (М7) участвовала в Битве за Британию на Ju 88A-1, позже служила в СССР и на Ближнем Востоке на Ju 88A-4 Части Luftwaffe и их маркировкаБазовой тактической частью Luftwaffe была эскадра. Бомбардировочная (КG) состояла из трех, четырех или пяти групп, по три штаффеля каждая. Нумерация подразделений - сквозная; например, I/КG 2 состояла из штаффелей 1/КG 2, 2/КG 2, 3/КG 2. Соответственно штаффели 7/КG 2, 8/КG 2 и 9/КG 2 входили в группу III/KG 2. Численность этих подразделений была различной, но в среднем штаффель насчитывал 10-16 самолетов, что дает штатный состав эскадры в 110-150 машин. Бомбардировочные эскадры, эскадры пикировщиков, ночных истребителей, тяжелых истребителей, транспортные эскадры, группы дальней разведки и другие части использовали для индентификации 4-символьные коды на фюзеляже. Буквенно-цифровой код слева от креста указывал на эскадру; например, U5 = KG 2. После 1943 эти коды либо наносилась небольшими литерами, либо убиралась совсем. Иногда код повторялся маленькими литерами на килях бомбардировщиков; часто временный камуфляж наносился так, что закрывал его. За крестом справа наносились две литеры. Первая рисовалась или обводилась в цвет штаффеля (на штабных самолетах эскадpы - синяя, гpупп - зеленая), являясь индивидуальной для самолета, а вторая буква указывала на штаффель в эскадре. К концу войны все больше практиковалось нанесение маркировки только на фюзеляже, хотя ее часто повторяли и под крыльями. Литерные коды штаффелей
Литерный код самолета в штабных звеньях групп и эскадрыЛитера писалась четвертой вместо штаффельного символа
Пример: B3+(белое P)M - машина P из 4/KG 54. Расшифровка сокращений
|
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|