|
|
О.ТарасовТанкетки - карлики войныВ двадцатые годы, когда теория (а заодно и практика) боевого применения танков находилась, мягко выражаясь, в зачаточном состоянии, стальные неуклюжие коробки воспринимались исключительно как средство сопровождения пехоты, оказывающее ей моральную и огневую поддержку. О "глубокой операции" Трифандиилова или "молниеносной войне" Гудериана речи еще не шло. Глобальным недостатком всех первых танков были их не слишком миниатюрные размеры (танкам нужно было переползать через окопы, а впоследствии и через широкие противотанковые рвы) и как следствие совершенно никакие скорость и маневренность. Когда вы видите в "Индиане Джонсе и Последнем Крестовом Походе" Спилберга древний английский Mk, мчащийся со скоростью курьерского поезда -- не верьте американскому сказочнику. На самом деле этот танк обогнал бы пьяный паралитик, передвигающийся по-пластунски. Правда, во Франции в 1917 году был принят на вооружение Reno FT -- по сути дела прообраз всех современных танков. Небольшой по размерам, достаточно юркий и маневренный. А англичане в то же время разработали Mk A "Уипетт" ("Гончая") -- гончей танк назвали из-за безумной скорости -- она превышала 10 км/час. А вот в середине двадцатых годов английские военные, продолжавшие заказывать средства поддержки пехоты, вспомнили и о кавалерии. Чем ей, бедной, себя поддерживать? Русские командиры Буденный и батько Махно поддерживали свою кавалерию тачанками (не смейтесь, в 1920 году Буденный почти взял Варшаву, только клинический идиотизм М. Н. Тухачевского, командующего остальными войсками, помешал закрепить успех Первой Конной). Но тачанки как-то не привлекли внимания английских военных. А вот в книге одного из французских военных теоретиков они нашли рассуждения о стальной кавалерии -- сверхлегких, сверхдешевых, быстроходных танках, огромной стальной лавиной, проносящихся по вражеским тылам. Идея приглянулась и в итоге на свет появилась танкетка -- очень маленький, очень дешевый, и при этом быстроходный и подвижный танк. Первым в 1924 году создал свою танкетку британский инженер Мартель. В своей мастерской, используя детали гражданских машин, он собрал легкобронированную машину, вооруженную пулеметом. Но эта машина как-то не впечатлила британское Министерство Обороны. Почти одновременно с Мартелем свою танкетку создал другой британский инженер Дж. Карден. Она тоже была одноместной, и единственный член экипажа располагался в ней лежа. Испытания этой танкетки выявили во первых несовершенство конструкция, а во вторых то обстоятельство, что лежа управлять танкеткой и одновременно стрелять из пулемета, крайне неудобно. Поэтому было принято решение сделать танкетку двуместной. В итоге после трех лет испытаний и экспериментов была принята на вооружение танкетка, получившая название Карден-Лойд Mk- IV. Ее вес не превышал двух с половиной тонн, скорость была чуть более тридцати километров (очень и очень неплохо по тем временам), а вооружение состояло из пулемета. Характерной особенностью этой танкетки было отсутствие не только башни, но и крыши, одним словом это был бронетранспортер, который "болель в детстве". На своей исторической родине она, как ни странно, не прижилась, но зато приобрела дикую популярность за пределами Великобритании. Целых шестнадцать стран мира закупали эти или уже в готовом виде или (если у них имелись машиностроительные заводы) приобретали лицензию на их производство. В Польше эта танкетка выпускалась под названием TK и TKS, в Италии его производили под название SV.29. В Польше на основе этих танкеток создали несколько вариантов самоходных артиллерийских установок с легкими противотанковыми и полевыми орудиями, а также экспериментировали с вооружением обычного вариантами танкетки, устанавливая то 20 мм пушку, то противотанковое ружье. Итальянцы установили на свою танкетку огнемет. Поскольку запас горючей смеси в танкетке разместить было негде, сзади к ней приделали бронированную тележку размером с саму танкетку. Французы дошли до идеи танкетки самостоятельно, но их танкетка "Сабат", созданная в 1929 году в государственных мастерских в Рейле вышла крайне неудачной -- начать с того, она была рассчитана на одного члена экипажа, который располагался в ней лежа, а дальше можно и не продолжать -- достоинств у этой конструкции не было вообще. Все закончилось тем, что французы приобрели лицензию на все тот же "Карден-Лойд". А как же обстояли дела с танкетками у нас? Вообще-то есть основания полагать, что танкетка, была все-таки изобретена в России -- во всяком случае в 1919 году инженер Максимов предложил проект одноместной боевой машины "Щитоноска" с лежачим водителем-пулеметчиком. Но сведения об этом проекте крайне отрывочны и противоречивы (кстати, и танк тоже изобрели у нас, а не в Англии -- еще в 1914 году инженер Менделеев, однофамилец изобретателя правильной водки, предложил проект монстроидальной гусеничной машины, защищенной 150 мм броней и вооруженной 120 мм пушкой -- танки с такими ТТХ появились лишь в конце Второй Мировой). В Советском Союзе в конце двадцатых годов по мере проведения индустриализации появилась возможность серийно производить танки (до этого у нас выпускались в мизерном количестве в кустарных условиях копии французского Reno FT). Принятая в то время программа развития отечественных бронетанковых войск предусматривала принятие на вооружение сверхлегкого танка (или, попросту говоря, танкетки), который бы действовал вместе с основным легким танком Т-18 (МС-1), а также выполнял роль разведчика. На протяжении 1927-30 годов на базе все того Т-18 было создано несколько проектов танкетки, но для серийного производства ни один проект не годился. В итоге и Советский Союз в 1930 приобрела сначала небольшую партию танкеток Карден-Лойд (не более 25 штук), а затем и лицензию на крупносерийное производство. "Оригинальная" танкетка получила у нас обозначение Т-25, а танкетка советского выпуска -- Т-27. Прежде чем запустить в производство танкетку подвергли весьма кардинальной модернизации -- были увеличены размеры корпуса и колея, разработана новая пулеметная установка. Вес этой танкетки составил всего 2.7 т, а скорость по шоссе -- 42 км/час (показатель для начала 30-ых годов просто великолепный). Из-за того, что высота Т-27 не превышала полутора метров, экипажи формировались из самых низкорослых бойцов. Производство этих боевых машин в нашей стране было действительно крупносерийным -- за два с половиной года их было выпущено более трех тысяч штук. Все эти машины поступили на вооружение целых 65 батальонов танкеток. Наши конструкторы тоже экспериментировали с танкеткой, пытаясь создать на ее основе самоходные артиллерийские установки, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло (эффективность таких самоходок в любом случае крайне невелика -- маленькие размеры не позволяют разместить в машине большой боезапас, да и сам корпус танкетки не предназначен для больших нагрузок) На начальном этапе формирования наших бронетанковых войск эти дешевые, неприхотливые машины пришлись как нельзя кстати, хотя бы в качестве средства обучения механиков-водителей. Во второй половине тридцатых годов уже никто не рассматривал Т-27 как серьезное боевое средство, хотя и снимать с вооружения их тоже не спешили. Большинство этих танкеток с минимальными затратами переделали в легкие тягачи для легких же противотанковых пушек калибра 37 и 45 мм. Единственной страной, которую миновало увлечение танкетками, была Германия. Если М. Н. Тухачевский, заказывавший оружие конструкторам в конце двадцатых -- начале тридцатых годов считал, что залог успеха в гигантском количестве дешевой техники (чего только стоит его предложение произвести в 1927 году 100 тысяч танков!), то создатель немецких "панцерваффе" (танковых войск) Гейнц Гудериан, избрал принцип "лучше меньше да лучше". Главным требованием к любой бронированной машине было наличие средств связи и качественной оптики. Танковыми соединениями было легко управлять, они прекрасно взаимодействовали со всеми прочими родами войск. За счет этого даже немногочисленные и вооруженные слабо бронированной техникой немецкие танковые части были невероятно эффективны на начальном этапе войны. У нас же "великий военный теоретик" Тухачевский создавал огромные механизированные корпуса по тысяче с лишним бронированных машин в каждом, которыми управлять было невозможно в принципе, -- рации устанавливались лишь на машины командиров соединений входящих в корпус, а всем прочим танкам приходилось передавать команды при помощи флажков, просунутых через специальный лючок на крыше башни! Немцы могли нашлепать сколько угодно танкеток, но они им были ни к чему -- ведь в такой маленькой машине даже рацию запихнуть некуда (разве что в тележку сзади), а без рации кому она нужна. После расстрела Тухачевского наши военные пошли по немецкому пути, но было уже слишком поздно, исправлять предвоенные ошибки пришлось уже в ходе ожесточенных сражений этой великой войны. А удалось ли "карликам войны" понюхать пороха? Разумеется, да, хотя сказать решающее слово в ходе грандиозных танковых битв эти малютки не могли. Советские Т-27 в начале тридцатых годов принимали участие в разгроме басмаческих банд в Средней Азии. Хотя достоверных данных о том, где и когда именно применялись эти боевые машины, и насколько велика была их боевая эффективность, мне не попадалось. Известно только то, что танкетки там применялись, а благодаря отсутствию у басмачей противотанковых средств, их использование, судя по всему, было весьма эффективным. К началу Великой Отечественной в советских танковых частях все еще находилось почти две с половиной тысячи танкеток. Часть из них приняла участие в первых сражениях войны, но достоверных данных об этом нет (кстати, на немецких фотографиях того страшного лета есть и сверстники Т-27 -- первые советские танки Т-28, правда они использовались нашими не как танки, а как неподвижные огневые точки). Достоверные данные есть о том, что во время нашего контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года несколько Т-27 поддерживали атаку одной из бригад морской пехоты. Польские TK и TKS приняли на себя в сентябре 1939-го первый удар панцерваффе. О боевой эффективности этих боевых машин говорить не приходится. Хотя известны несколько случаев, когда меткие пулеметные очереди в решетку двигателя Panzer I (которые были всего два раза тяжелее польских танкеток и также вооружены только пулеметами) приводили к тому что немецкие легкие "панцеры" вспыхивали как бочки с бензином. И вообще мнение о том, что на вооружении Польши не было современных для своего времени танков далеко не верно -- польские 7TP (семитонный польский) вооруженные шведскими противотанковыми пушками "Бофорс" мог эффективно бороться с любым немецким танком. Например, во время боя 7TP и немецких Panzer IV -- самых грозных немецких танков той поры немцы потеряли не менее четырех машин (в некоторых книгах "четверка" почему-то именуется тяжелым танком, хотя ее вес едва превышал 20 т -- по современной классификации, это вообще, легкий танк). Надо отдать должное польским танкистам -- они исполнили долг перед своей страной до конца, в то время как большая часть польского офицерского корпуса почему-то оказалось в советском плену, очень далеко от мест боев с немцами, а правительство Польши, не дожидаясь падения Варшавы, в самый разгар боев, поспешило удрать из страны (про этих правителей Уинстон Черчиль, приютивший их у себя в Лондоне, сказал: "Страшно когда храбрейшими их храбрых управляют гнуснейшие из гнусных"). Почти все польские танкетки были потеряны в боях, а из 140 7TP немцам досталось, по разным данным, от 4 до 6 машин -- во всяком случае на фотографии с немецкого парада в Варшаве по случаю победы над Польшей, запечатлены только четыре польских танка. Итальянцы использовали свои CV.29 на сначала во время войны в Эфиопии и гражданской войны в Испании, а затем всех театрах военных действий Второй Мировой, где побывали итальянские войска -- в Северной Африке и на Восточном Фронте. Разумеется, они использовали столь устаревшую технику не от хорошей жизни -- танков у них было мало, а те, что были никуда не годились, на их фоне даже танкетки выглядели приличными боевыми машинами. Надо заметить, что итальянцы в основной своей массе не разделяли идей своего дуче и воевали не слишком охотно. Поэтому в Северной Африке большое количество танкеток стали трофеями союзников, а они, опять таки из-за нехватки техники, использовали их против бывших хозяев. Например, есть фотография, изображающая массу трофейных танкеток, с нарисованными на бортах кенгуру -- эмблемой одной из австралийских бригад. И в Северной Африке и на Восточном Фронте, итальянские части, вооруженные танкетками, несли колоссальные потери. Данных о том, что хоть одна итальянская танкетка пережила войну нет. Танкетки были типичной боевой машиной двадцатых годов, эпохи когда еще не сформировались современные взгляды на использование танков. Их роль в истории мирового танкостроения невелика, но и принижать ее тоже не следует - конструкторам и военным, чтобы найти оптимальные решения, надо было перепробовать все варианты, даже не самые удачные.
|
Послать письмо voldemarus@narod.ru
|