По иронии судьбы, одна из
величайших побед Красной Армии в Великой
Отечественной войне — под Курском была одержана
в тот момент, когда советские бронетанковые и
механизированные войска в качественном
отношении уступали немецким (см.
«Бронеколлекцию» № 3, 1999 г.). К лету 1943 года, когда
наиболее болезненные конструктивные недостатки
Т-34 были устранены, у немцев появились новые
танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие
наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому
в ходе Курской битвы советским танковым частям,
как и прежде, приходилось полагаться на свое
численное превосходство над противником. Лишь в
отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам»
удавалось приблизиться к немецким танкам почти
вплотную, огонь их пушек становился эффективным.
На повестку дня остро встал вопрос о
кардинальной модернизации танка Т-34.
Нельзя сказать, чтобы к этому времени
не предпринимались попытки разработки более
совершенных танков. Эта работа, приостановленная
с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере
завершения текущей модернизации и устранения
недостатков Т-34. Здесь, в первую очередь, следует
упомянуть проект среднего танка Т-43.
Эта боевая машина создавалась с учетом
предъявляемых к Т-34 требований—усиления его
бронезащиты, совершенствования подвески и
увеличения объема боевого отделения. Причем
активно использовался конструкторский задел по
довоенному танку Т-34М.
Новая боевая машина на 78,5% была
унифицирована с серийной «тридцатьчетверкой».
Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней,
так же как и двигатель, трансмиссия, элементы
ходовой части, пушка. Основное отличие
заключалось в усилении бронирования лобовых,
бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм,
башни—до 90 мм. Кроме того, место
механика-водителя и его люк перенесли в правую
часть корпуса, а место стрелка-радиста и
установка курсового пулемета ДТ были
ликвидированы. В носовой части корпуса слева
разместили топливный бак в бронированной
выгородке; бортовые баки изъяли. Танк получил
торсионную подвеску. Наиболее же существенным
новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43
от Т-34, стала трехместная литая башня с
расширенным погоном и низкопрофильной
командирской башенкой.
С марта 1943 года два опытных образца
танка Т-43 (им предшествовала машина Т-43-1,
построенная в конце 1942 года, имевшая люк-пробку
механика-водителя и смещенную к корме башни
командирскую башенку) проходили испытания, в том
числе и фронтовые, в составе отдельной танковой
роты имени НКСМ. Они выявили, что Т-43 из-за
возросшей до 34,1 т массы несколько уступает Т-34 по
динамическим характеристикам (максимальная
скорость снизилась до 48 км/ч), хотя и существенно
превосходит последний по плавности хода. После
замены восьми бортовых топливных баков (у Т-34) на
один носовой меньшей емкости у Т-43
соответственно почти на 100 км уменьшился запас
хода. Танкисты отмечали простор боевого
отделения и большее удобство в обслуживании
вооружения.
После испытаний, в конце лета 1943 года
танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии.
Началась подготовка к его серийному
производству. Однако итоги Курской битвы внесли
существенные коррективы в эти планы.
В конце августа на заводе № 112
состоялось совещание, на которое прибыли нарком
танковой промышленности В.А.Малышев, командующий
бронетанковыми и механизированными войсками
Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные
сотрудники Наркомата вооружений. В своем
выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в
Курской битве досталась Красной Армии дорогой
ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с
дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли
поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500
— 600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком,—
противник имеет руки в полтора километра, а мы
всего в полкилометра. Нужно немедленно
установить в Т-34 более мощную пушку".
На самом же деле ситуация была
значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А
ведь попытки исправить положение
предпринимались с начала 1943 года.
Еще 15 апреля ГКО, в ответ на появление
на советско-германском фронте новых немецких
танков, издал постановление № 3187сс «О
мероприятиях по усилению противотанковой
обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть
полигонным испытаниям противотанковые и
танковые пушки, находившиеся в серийном
производстве, и в 10-дневный срок представить свое
заключение. В соответствии с этим документом
заместитель командующего БТ и MB
генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков
приказал задействовать в ходе этих испытаний,
проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на
полигоне НИИБТ в Кубинке, трофейный «Тигр».
Результаты испытаний оказались
малоутешительными. Так, 76-мм
бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не
пробил бортовую броню немецкого танка даже с
дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством
борьбы с новой тяжелой машиной противника
оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года,
которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм
лобовую броню.
5 мая 1943 года ГКО принял постановление
№ 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения
танков и самоходных установок». В нем перед НКТП
и НКВ были поставлены конкретные задачи по
созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.
Еще в январе 1943 года к разработке такой
пушки приступило КБ завода № 9, руководимое
Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены
рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по
типу немецких танко-самоходных пушек и
отличавшейся малым весом и небольшой длиной
отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле.
Примерно в это же время были готовы опытные
образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ
(главный конструктор В.Г.Грабин) представило
пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и
Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы
В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а
артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-85 А.И.Савина.
Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям
были готовы четыре варианта 85-мм пушки,
предназначавшиеся для вооружения среднего
танка. Но вот какого?
Т-43 отпал достаточно быстро — эта
машина и с 76-мм пушкой весила 34,1 т. Установка
более мощного, а значит, и более тяжелого орудия
повлекла бы за собой дальнейшее увеличение
массы, со всеми вытекающими из этого негативными
последствиями. Кроме того, переход заводов на
выпуск нового танка, хоть и имевшего много общего
с Т-34, неизбежно вызвал бы снижение объемов
производства. А это было свято! В результате
всего серийный выпуск Т-43 так и не начался. В 1944
году в опытном порядке на него все-таки
установили 85-мм пушку, на этом все и закончилось.
Тем временем пушка Д-5Т была вполне
удачно скомпонована в перспективном тяжелом
танке ИС. Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34
требовалось увеличить диаметр башенного погона
и установить новую башню. Над этой проблемой
трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с
В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183,
руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В
результате появились две очень похожие друг на
друга литые башни с диаметром погона в свету 1600
мм. Обе они напоминали (но не копировали) башню
опытного танка Т-43, взятую за основу при
проектировании.
Негативным образом на ход работ
повлияло обещание руководства ЦАКБ установить
85-мм пушку С-53 в штатную башню танка Т-34 с
диаметром погона 1420 мм. В.Г.Грабин добился того,
чтобы завод № 112 выделил ему серийный танк, на
котором в ЦАКБ переделали переднюю часть башни, в
частности цапфы орудия были вынесены вперед на 200
мм. Этот проект Грабин попытался утвердить у
В.А.Малышева. Однако у последнего возникли
серьезные сомнения насчет целесообразности
подобного решения, тем более, что испытания новой
пушки в старой башне, проведенные на
Гороховецком полигоне, закончились неудачей. Два
человека, находившиеся в ставшей еще более
тесной башне, не могли нормально обслуживать
пушку. Резко сократился и боекомплект. Малышев
приказал М.А.Набутовскому вылететь на завод № 112
и во всем разобраться. На специальном совещании,
в присутствии Д.Ф.Устинова и Я.Н.Федоренко,
Набутовский начисто раскритиковал грабинский
проект. Стало очевидным, что альтернативы башне с
расширенным погоном нет.
Вместе с тем выяснилось, что
победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не
может быть установлена в башню,
сконструированную сормовичами. При установке в
этой башне у пушки был ограничен угол
вертикальной наводки. Требовалось или изменить
конструкцию башни, или установить другую пушку,
например Д-5Т, которая свободно бы компоновалась
в сормовскую башню.
Завод «Красное Сормово» по плану до
конца 1943 года должен был выпустить 100 танков Т-34 с
пушкой Д-5Т, однако первые боевые машины этого
типа покинули его цеха только в начале января
1944-го, то есть фактически до официального
принятия нового танка на вооружение.
Постановление ГКО № 5020сс, в соответствии с
которым Т-34-85 приняли на вооружение Красной
Армии, увидело свет только 23 января 1944 года.
Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно
отличались от машин более позднего выпуска по
внешнему виду и внутреннему устройству. Башня
танка была двухместной, а экипаж состоял из
четырех человек. На крыше башни имелась сильно
смещенная вперед командирская башенка с
двустворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой
опоре. В крышке закреплялся смотровой
перископический прибор МК-4, позволявший вести
круговой обзор. Для стрельбы из пушки и
спаренного пулемета устанавливались
телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама
ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели
со стеклоблоками триплекс. Радиостанция
размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на
правом борту, так же как у танка Т-34. Боекомплект
состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Силовая
установка, трансмиссия и ходовая часть изменений
практически не претерпели. Эти танки несколько
различались между собой в зависимости от времени
выпуска. Например, машины ранних выпусков имели
один башенный вентилятор, а большинство
последующих — два.
Следует отметить, что рассмотренная
выше модификация в статистической отчетности
как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком
случае, на сегодняшний день есть существенные
расхождения в оценках количества выпущенных
машин, приводимых в литературе. В основном цифры
колеблются в диапазоне 500 — 700 танков. На самом
деле—значительно меньше! Дело в том, что в 1943
году было выпущено 283 пушки Д-5Т, в 1944-м - 260, а всего
- 543. Из этого числа 107 орудий установили на танки
ИС-1, 130 (по другим данным, не более 100)— на танки
КВ-85, несколько пушек использовалось на опытных
образцах боевых машин. Таким образом, число
танков Т-34, выпущенных с пушкой Д-5Т, близко к 300
единицам.
Что касается орудия С-53, то его
установка в нижнетагильской башне затруднений
не вызывала. Постановлением ГКО от 1 января 1944
года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. С
марта начался выпуск этих пушек в
пуско-наладочном режиме, а с мая — в потоке.
Соответственно в марте цеха завода № 183 в Нижнем
Тагиле покинули первые танки Т-34-85, вооруженные
С-53. Вслед за головным к производству таких машин
приступили заводы № 174 в Омске и № 112 «Красное
Сормово». При этом на части танков сормовичи
по-прежнему устанавливали пушки Д-5Т.
Продолжавшиеся, несмотря на начало
производства, полигонные испытания выявили
существенные дефекты противооткатных устройств
С-53. Артиллерийскому заводу № 92 в Горьком было
поручено своими силами провести ее доработку. В
ноябре—декабре 1944 года началось производство
этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — индекс
артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» —
индекс ЦАКБ). Всего в 1944- 1945 годах было
изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14265 пушек ЗИС-С-53.
Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так
и на Т-44.