[Картонная Армия - от галеры до ракеты!]

Домой Вверх Содержание

История создания
История создания Конструкция Применение

 

 

История создания танка PzKpfw I

Версальский договор (1919) накладывал на Германию большие ограничения в области вооружений. в том числе было полностью запрещено производить танки, бронеавтомобили и формировать танковые войска. Согласно Версальскому договору Германия могла иметь только ограниченное количество бронемашин, предназначенных для полиции.

Немцы не обременяли себя соблюдением условий Договора. Вопреки запрету велись секретные работы в области организации и тактики танковых войск и подготовки кадров. Кроме того, немцы приступили к проектированию и постройке моделей новых танков. В 1925 году фирмы Rheinmetall-Borzig, Krupp и Daimler-Benz получили от Управления вооружений Рейхсвера заказ на разработку нового типа

тяжелого танка. Этот проект получил условное обозначение "Grosstraktor" ("большой трактор'). При этом создавалось впечатление, что работы ведутся над сельскохозяйственной или дорожной машиной. В 1928 году провели ходовые испытания прототипов танков фирм Krupp и Rheinmetall-Borzig. В следующем юлу на танковом полигоне "Кама" около Казани (СССР) провели цикл испытаний танка фирмы Daimler-Benz. В то же самое время были построены опытные образцы легкого танка, названного. соответственно "Leichttraktor" ("легкий трактор") и самоходной артиллерийской установки, созданной на шасси гусеничного тягача WD (Rheininetall-Borzig) и вооруженной пушкой калибра 77 мм. Ни одна из перечисленных выше машин не удовлетворила требованиям заказчика, поэтому начались работы над следующими прототипами.

В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера. выдвинул проект формирования в будущем больших танковых частей, признавая при этом, что результаты всех предыдущих попыток создать танк не привели к ожидаемым результатам. Под влиянием взглядов начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана. Лутц приказал разработать модель легкого танка массой около 5000 кг. с тем чтобы получив свободу в военных вопросах, то есть разорвав Версальский Пакт, можно было с помощью этих машин немедленно приступить к подготовке личного состава. До тех пор подготовка будущих танкистов шла на деревянно-картонных макетах, установленных на шасси легковых автомобилей Hanomag 25 PS, Opel 24 и Adier "Standard 6".

Заказ на разработку легкого танка был выдан четырем фирмам: Daimler-Benz, Rheinmetall-Borzig, MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nuerenberg) и Krupp. К тому времени фирма Крупна уже располагала готовым проектом "маленького трактора" LKA, сконструированного инженерами Хогельлехом (Hogelloch) и Вельфертом (Woelfert). Новый танк получил дезинформирующее название Landwirtschaftlicher Schlepper - LaS ("сельскохозяйственный тягач"). Первый прототип был закончен в июле 1932 года. При постройке шасси применили технические решения, использованные в конструкции английского легкого танка Cardan Lloyd Mk VI (два шасси этого танка в 1929 году Советский Союз закупил у Англии и небесплатно продемонстрировал их немцам). Летом 1933 года первые пять шасси LaS, которые были немного модифицированы по сравнению с LKA, опробовали на полигоне в Куммерсдорфе. Отличия нового шасси заключалось в использовании продольной балки, соединявшей три опорных катка с направляющим колесом и установки трех поддерживающих катков. Корпус и башню раз-работала фирма Daimler-Benz. Пять фирм: Кгирр-Grusson, MAN, Daimler-Benz, Henschel и Rheinmetall-Borzig - изготовили по три прототипа. Первые шасси, обозначенные как I LaS Ktupp, изготовили к концу 1933 года на фирме Krupp-Grusson. Следующую партию шасси выпустила фирма Henschel в феврале 1934.

Panzerkampfwagen I Ausf. A (Sd Kfz 101)

В июле 1934 года шасси I A LaS Krupp поступили в три учебные роты Kraftlehrkommando "Zossen" (моторизованный учебно-тренировочный отряд в Цоссене). В сентябре того же года поступили и первые танки. Месяц спустя Kraftlehrkommando "Zossen" переименовали в 1-й танковый полк. Подобную часть, дислоцированную в Ордруфе, развернули во 2-й танковый полк. В 1935 году, после того, как Гитлер денонсировал Версальский договор, о создании танковых частей объявили публично. Летом того же года оба полка участвовали в маневрах около Мюнстера. Примерно в то же самое время обозначение I A LaS Krupp заменили на Panzerkampfwagen I Ausf. А (танк 1, модификация А) и ввели унифицированную систему обозначений. Названия танков упорядочили в зависимости от массы и вооружения машин (Panzerkampfwagen 1, II, III, IV), Модификации одного и того же танка стали обозначать буквами, например PzKpfw 1 Ausf. A (Ausfuehrung - модификация). Кроме того, ввели цифровую систему обозначений бронетехники Вермахта (Kraftfahrzeuge Nummersystem der Wermacht), которая позволяла точно определить тип и назначение военной техники расположенных на крыльях, на танке установили один глушитель, прикрепленный к кормовой броне.

Удлинение корпуса повлекло за собой необходимость переделки ходовой части: пришлось установить еще одну пару опорных и поддерживающих катков, а также изменить крепление продольной бал-ки, соединявшей опорные катки. Танки PzKpfw l Ausf. В сначала выпускались фирмой Henschel и Krupp-Grusson (Магдебург), а с 1936 года фирмой MAN (Нюрнберг) и Wegmann (Кассель). Выпуск танков этого типа прекратили в середине 1937 года и только Wegmann & Со продолжала строить эти машины до конца 1938 года. У танков PzKpfw 1 Ausf. А были серийные номера 10001-10477, а у PzKpfw 1 Ausf. В -10478-15000 и 15201-16500 (в целях дезинформации сквозную нумерацию не использовали). Ремонтировали танки, как фирмы-производители, так и пражская фирма Czeskomorawska-Kolben-Danek (ЧКД), которую немцы после захвата Чехословакии переименовали в Czech-Boehmische-Marische Maschinenfabrik (ВММ).

Танки PzKpfw 1 транспортировались грузовыми тягачами (оснащенные пандусами, облегчавшими въезд танка на буксируемый прицеп) типа Buessing-NAG 654 bkb Faun L 900 D567. Для перевозки использовали также прицеп Sd Anh 115 грузоподъемностью 8000 кг или Sd Anh 116 грузоподъемностью 22000 кг.

Разница между числом изготовленных шасси (1867) и корпусов (1693) возникла из-за того, что часть танков использовали в качестве открытых учебных машин. В свою очередь башен выпустили меньше чем корпусов (1493), поскольку часть танков была переделана в безбашенные командирские танки.

Panzerkampfwagen l Ausf. F (VK 1801)

Опыт польской кампании показал, что есть большая потребность в хорошо защищенном танке поддержки пехоты. 12 декабря 1939 года HeereswafFenamt поручил построить серию из 30 танков PzKpfw I Ausf. F. Толщина брони этого танка достигала 80 мм, вооружение составляли два пулемета MG 34. Шасси танка выпускала фирма Krauss Maffel, а корпус и башню - Daimler-Benz. На танк устанавливали двигатель Maybach HL 45 P.

Прототип VK 1801 оснастили коробкой передач ZF SSG 47, а прототип VK 1802 -Maybach VG 15319. Первые серийные танки сошли с конвейера только в конце 1942 года. В следующем году 8 таких машин использовали на Восточном фронте в 1-й танковой дивизии.

Несколько других танков этой серии попали в Югославию, где им пришлось участвовать в карательных операциях. Всего было построено 30 танков этого типа.

Panzerkampfwagen 1 Ausf. В (Sd Kfz 101)

Эксплуатация танка PzKpfw 1 Ausf. А показала необходимость модернизации машины. Главным недостатком был недостаточно мощный двигатель - Крупп M 305 мощностью 42 кВт/57 л.с. Установка на танк дизеля Крупп M 601 не дала существенных результатов. Только использование двигателя Maybach NL 38 TRKM мощностью 73.8 кВт/100 л.с. улучшило ходовые качества танка, особенно возросла проходимость машины. С этим двигателем стали использовать и новую коробку передач. Новый двигатель Майбах устранил еще один недостаток танков Ausf. А - громкий шум, издаваемый двигателем воздушного охлаждения Крупр М305. Поскольку новый мотор был больше прежнего, пришлось внести изменения в конструкцию корпуса. Силовое отделение удлинили на 400 мм. переделали надмоторную и кормовую плиту. Вместо двух глушителей, расположенных на крыльях, на танке установили один глушитель, прикрепленный к кормовой броне.

Удлинение корпуса повлекло за собой необходимость переделки ходовой части: пришлось установить еще одну пару опорных и поддерживающих катков, а также изменить крепление продольной балки, соединявшей опорные катки. Танки PzKpfw l Ausf. В сначала выпускались фирмой Henschel и Krupp-Grusson (Магдебург), а с 1936 года фирмой MAN (Нюрнберг) и Wegmann (Кассель). Выпуск танков этого типа прекратили в середине 1937 года и только Wegmann & Со продолжала строить эти машины до конца 1938 года. У танков PzKpfw 1 Ausf. А были серийные номера 10001-10477, а у PzKpfw 1 Ausf. В -10478-15000 и 15201-16500 (в целях дезинформации сквозную нумерацию не использовали). Ремонтировали танки, как фирмы-производители, так и пражская фирма Czeskomorawska-Kolben-Danek (ЧКД), которую немцы после захвата Чехословакии переименовали в Czech-Boehmische-Marische Maschinenfabrik (ВММ).

Танки PzKpfw 1 транспортировались грузовыми тягачами (оснащенные пандусами, облегчавшими въезд танка на буксируемый прицеп) типа Buessing-NAG 654 bkb Faun L 900 D567. Для перевозки использовали также прицеп Sd Anh 115 грузоподъемностью 8000 кг или Sd Anh 116 грузоподъемностью 22000 кг.

Разница между числом изготовленных шасси (1867) и корпусов (1693) возникла из-за того, что часть танков использовали в качестве открытых учебных машин. В свою очередь башен выпустили меньше чем корпусов (1493), поскольку часть танков была переделана в безбашенные командирские танки.

Panzerkampfwagen I Ausf. С (VK 601)

15 сентября 1939 года Heereswaffenamt выдал техническое задание на новый тип разведывательного танка, приспособленного для переброски по воздуху десантным планером (например Messerschmitt Ме 321 "Gigant"). Танк не был развитием PzKpfw 1 Ausf. В, а представлял собой совершенно оригинальную конструкцию. Подвеску разработал инженер-полковник В. Книпкамп. Контракт на серийный выпуск танка заключили с фирмой Krauss Maffel (Мюнхен). Корпус и башню спроекти-ровали на фирме Daimler-Benz. В движение танк приводился двигателем Maybach HL 45 P мощностью 110 кВт/150 л.с. толщина брони возросла до 30 мм. Вооружение танка составляли автоматическая пушка EW 141 калибра 20 мм и пулемет MG 34 калибра 7.92 мм. -В 1943 году изготовили пробную серию из 40 танков PzKpfw 1 A usf. С. Около дюжины машин этого типа направили в 1-ю танковую дивизию, а остальные использовали для учебных целей. Также был построен опытный образец (VK 602), оснащенный двигателем Maybach HL 61 мощностью 132 кВт/180 л.с.

 

 

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: апреля 12, 2003
Используются технологии uCoz