[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

История Yamato
Вверх

 

 

История Yamato, Musashi и Shinano

Цитируется по сборнику "Линейный корабль Императорского флота Yamato", В.Печукониса, 1994, С-Пб.

Начало карьеры

Строительство линкораВойдя в строй в 1941 году «Yamato» сразу же стал флагманом Объединенного императорского флота. В то время как легкие японские корабли и линейные крейсера типа «Kongo» участвовали в большинстве операций, главные силы японского флота оставались на якорной стоянке в Хасиро во внутреннем море, получив у японских моряков презрительное название «хасирского флота».

Первая операция, в которой участвовал «Yamato», оказалась крайне несчастливой для японцев - это было сражение у атолла Мидуэй 4-6 июля 1942 года. Являясь флагманским кораблем командующего японским Объединенным флотом и руководителя операции адмирала Ямамото, он вместе с остальными линкорами находился в глубоком тылу эшелонированного пост­роения японцев. В результате, в бою нашли применение только его мощные средства связи, но сообщения, которые он получал были крайне грустными. Не имея никакой возможности помочь своим гибнущим авианосцам Ямамото приказал повернуть на обратный курс. Многие молодые офицеры, в особенности из авианосной авиации, впоследствии подвергли критике действия своего адмирала. Они полагали, что место мощных линкоров с сильным зенитным вооружением - непосредственно в ордере с авианосцами, правда, отводимая им роль в этом случае не была бы особо почетной: «Главные силы флота» должны были одновременно служить средством отвлечения самолетов против­ника от уязвимых авианосцев и прикрывать их огнем своих многочисленных зенитных средств. Для столь «революционного» использования своих линкоров японское командование было еще не готово, хотя впоследствии именно такая тактика была применена в бою у Марианских островов.

С августа 1942 года по май 1943-го «Yamato» базировался на островах Трук, оставаясь флагманом Ямамото. В мае 1943-го он отправился на базу в Куре для текущего ремонта и переоборудования, продолжавшихся до июля того же года. На нем было усилено зенитное вооружение, и к тому же он получил первый образец своей РЛС. С июля по декабрь 1943 года «Yamato» вновь базировался на остров Трук. В сентябре на нем был установлен радар типа «21.Mod.3». 24 декабря невдалеке от островов он получил в борт торпеду с американской лодки « Skate» и после непродолжительного ремонта на Палау ушел для основа­тельного ремонта в Куре. Поскольку одновременно на линкоре велись некоторые работы, связанные с модернизацией воору­жения (вновь усилена зенитная артиллерия, установлены новые РЛС типов «22» и «13»), ремонт затянулся до апреля 1944 года. Вступив в строй, линкор в мае пришел в Сингапур, где в это время концентрировались основные силы японского флота.

В июне того же года оба сверхлинкора приняли участие в сражении у Марианских островов (американцы называют его битвой в Филиппинском море). Линкоры «Yamato», «Musashi», «Kongo» и «Haruna» с семью тяжелыми крейсерами образовали наиболее мощную на вид группу японских кораблей, хотя в ее состав входили только три легких авианосца «Chitose», «Chiyoda» и «Dzyiho». Это указывало на ее негласную роль «отвлечения и приманки». Американские летчики не клюнули на эту возможность атаки сильнейших линкоров - у них в этом сражении были другие задачи. После неудачно закончившегося сражения, в котором мощь японской авиации была окончательно подорвана, оба линкора вернулись в Японию.  

Yamato по состоянию на 1944 г.

Служба «Musashi» во многом по времени и месту совпадала с карьерой своего собрата. В сентябре 1942 года на нем был установлен радар типа «21». В мае 1943 года он вернулся в Японию для участия в Алеутской операции, а ноябре вновь вер­нулся на острова Трук. 10 февраля 1944 года линкор вновь от­правился в Японию и 29 марта на переходе северо-западнее Паллау он был торпедирован американской лодкой « Таппу». Полученные довольно серьезные повреждения потребовали его ремонта в Куре. В июле оба линкора встретились в Сингапуре. Японский флот концентрировался в этой бывшей британской базе, готовясь отразить уже неминуемое вторжение американ­цев во «внутренний пояс обороны Японии» - на Филиппинские острова. После получения известий о высадке сил США в зали­ве Лейте, 22 октября оба линкора вышли в поход из Брунея в составе 1-го ударного соединения вице-адмирала Куриты. Этот поход стал для «Musashi» последним.

Гибель  «MUSASHI»

Сообщения японского флота о гибели своих крупных кораблей основывались только на рапортах уцелевших офицеров. Никаких специальных комиссий для их оценки не назначалось. Информация о гибели своих кораблей по флоту не распространялась, хотя она могла бы стать хорошим уроком на будущее, естественно в случае получения правильных выводов. В силу перечисленных причин все японские отчеты после войны были перепроверены американцами с использованием боевых рапортов и результатов допросов японских офицеров.

«Musashi» погиб 24 октября 1944 года во время боя в море Сибуян (так американцы называют первую фазу сражения в заливе Лейте). Этот бой представлял собой непрерывные атаки американской авианосной авиации на японское централь­ное соединение, в состав которого входили и оба «сверхлинкора». В атаках участвовали самолеты 38-го оперативного соеди­нения флота США, в состав которого входили: 2-я оперативная группа (авианосцы «Intrepid», «Cabot» и «Independens») под командованием контр-адмирала Богена, 3-я оперативная группа (авианосцы «Lexington»,» Essex», «Prinston», «Langley») под командованием контр-адмирала Шермана и 4-я оперативная груп­па («Enterprise», «Franklin», «San-Jasinto», «Bellew Wood») под командованием контр-адмирала Дэвисона. Первой над японским соединением появилась ударная авиагруппа, поднятая в 09.10 с авианосцев «Intrepid» и «Cabot», маневрировавших на позиции восточнее пролива Сан-Бернардино. Она состояла из 19 истребителей «Hellkat», 12 бомбардировщиков «Helldiver», каж­дый из которых нес 450-кг.бомбы и 13 торпедоносцев «Avenger». Атака началась в 10.00 (по другим данным в 10.20). Самолеты были своевременно замечены и встречены на дальней дистанции огнем артиллерии всех калибров, включая главный. К этому времени японцы резко увеличили число стволов зенитной артиллерии всех калибров, пытаясь хотя бы отчасти компенси­ровать отсутствие истребительного прикрытия, но ввиду отмеченных ранее недостатков, эта мера была не более, чем половинчатой. Очень плотным огнем японского соединения (около 130 стволов в среднем на линкор, до 100 - на тяжелый крейсер и по 30-40 на эсминцах, но главным образом зенитные 25-мм.автоматы) было повреждено всего два торпедоносца, совершивших вынужденную посадку на воду и сбит один истребитель.

Торпедоносцы эскадрильи VT-18 («Intrepid») атаковали на скорости 250-290 узлов и сообщили о попадании двух торпед в линкор типа «Yamato» и одной - в тяжелый крейсер. Торпедоносцы из состава эскадрильи VT-29 («Cabot») не смогли наблюдать своей атаки на линкоры, но видели одно попадание в тяжелый крейсер. Бомбардировщики донесли о двух попаданиях в линкор типа «Kongo», еще об одном - в другой линкор того же типа и о возможном попадании в линкор типа «Yamato». Из-за интенсивного зенитного огня наблюдение было затруднено. Хотя и не очень эффективная завеса зенитного огня мешала видеть попадания и близкие промахи.

Атакованные корабли пытались отбить авиационную атаку зенитным огнем и не уклонялись от самолетов, исключая медленные и плавные отвороты головного линкора. Такая тактика привела к получению «Musashi» во время первой атаки небольших повреждений от двух близких разрывов авиабомб, в результате чего были затоплены два небольших отсека в районе 20-го шпангоута и одного торпедного попадания в правый борт, около 130 шпангоута, которое вызвало серьезную течь в КО-11. Противоторпедная переборка опять получила значительные повреждения, корабль накренился на 3 градуса на ПБ, полностью оправдав послевоенные расчеты американцев. Контр­затоплением крен уменьшили до 1 градуса, а поступление воды вскоре было взято под контроль. В боевых сообщениях с борта «Musashi» имеются свидетельства о еще двух торпедных попаданиях в ПБ - в районе 140 шпангоута (отсек гидромашин ПБ) и в районе 150 шпангоута (внешнее машинное отделение ПБ). Однако никаких затоплений не было не только в этих отделениях, но и в соседних с ними отсеках ПТЗ. Это первое расхождение в количестве торпедных попаданий. Что весьма характерно, ни доказать, ни опровергнуть его уже невозможно. Вполне вероятным представляется то, что японцы в пылу боя могли спутать всплески от близких разрывов бомб и гидравлический удар с торпедным попаданием. Однако существует вероятность того, что подобные попадания - все или часть из них - были в действительности. И как раз в этих случаях ПТЗ полностью выполнила свою функцию, исключая всякие затопления, кроме небольших (особенно в верхней части) отделений вне противоторпедной переборки. Хотя по расчетам американцев линкоры типа «Yamato» после трех торпедных попаданий в один борт должны были бы получить крен в 8-10 градусов и без разрушения ПТЗ, эти расчеты представляются слишком тенденциозными, поскольку от одной торпеды с проникновением воды во внутренние помещения корабль получил всего 3-градусный крен. По сути дела достоверным можно считать лишь те попадания, которые вызвали более или менее значительные разрушения, но и в этом случае устойчивость кораблей остается впечатляющей.

Вторая атака началась в 11.40. По японским данным в ней участвовали 30 самолетов. Провели ее самолеты с авианосцев «Lexington» и «Essex», поднятые в воздух в 10.55. «Musashi» получил попадания двух бомб и одной торпеды, хотя с линкора вновь сообщали о попадании трех торпед. Первая бомба попала в полубак на 15 шпангоуте, пробила палубу и наклонный в этом месте борт («Musashi» имел сильный развал бортов в носу), не вызвав никаких серьезных повреждений, так как бомба не разорвалась. Затоплений от нее также не было. Вторая бомба попала в надстройку с ЛБ, в районе 138 шпангоута, приблизительно в 2,5 метрах от дымовой трубы и взорва­лась, пробив две палубы. Из-за этого попадания внутреннее машинное отделение ЛБ заполнилось паром и его пришлось покинуть. Торпеда попала в ЛБ у 143 шпангоута, вызвав серьезное затопление в отсеке гидромашин ЛБ и течь во внешнее машинное отделение ЛБ. Сообщалось еще о двух попаданиях торпед -в районе носовой башни ГК (80 шпангоут ЛБ) и в районе 110 шпангоута. Поскольку никаких затоплений в этих местах не отмечалось, попадания следует считать сомнительными. Наиболее серьезным последствием атаки была остановка левого внутреннего вала - корабль потерял четверть мощности машин и получил крен уже на левый борт. Обороты оставшихся трех валов были увеличены для компенсации потери хода, и «Musashi» сохранил свое место в строю соединения, державшего ход 22 узла.

В результате третьей атаки (по японским данным - около 80 самолетов), очевидно, с авианосцев «Enterprise» и «Franklin», которая началась около 12.15, из-за близкого разрыва бомбы был поврежден кран для гидросамолетов. Кроме этого линкор получил очередную торпеду - на этот раз в носовую кладовую в районе 60 шпангоута, вне зоны ПТЗ. Затопления вызвали дифферент на нос 1,8-2,0 метра.

Всего после трех атак и трех достоверных торпедных попаданий (максимально возможное количество - семь попаданий) корабль оставался вполне боеспособен.

Четвертая атака началась в 12.45. Ее проводили само­леты второй ударной волны с авианосца «Intrepid» (14 истребителей «Hellkat», 12 пикировщиков «Helldiver» и 9 торпедоносцев «Avenger»). К этому времени японское соединение разделилось на две группы, шедшие примерно в 5 милях друг от друга. В первом ордере находились «Yamato», «Musashi», «Nagato», два крейсера и семь эсминцев. Самолеты атаковали их на максимальной скорости с высоты 4600 метров. На этот раз японские корабли, перестроившись в более маневренный строй, уклоня­лись и энергично маневрировали, вновь поставив плотную за­весу зенитного огня. Атаковав торпедами с разных направлений группа «Avenger» добилась трех торпедных попаданий в «Musashi», хорошо подтвержденных фотоснимками. Бомбардировщики сообщили о двух попаданиях в ту же цель и об одном в «Nagato» 450-кг бомбами. Во время атаки был сбит только один торпедоносец. Новая тактика уклонения не принесла успеха «Musashi». Для него эта атака стоила трех предыдущих. Из четырех попавших в линкор бомб ни одна не нанесла сколько-нибудь существенных повреждений. Первая пробила три палубы (45 шпангоут) и взорвалась в кубрике, вторая пробила две палубы (65 шпангоут) и взорвалась также в жилом помещении. Третья пробила тоже две палубы (70 шпангоут с ЛБ), взорвавшись рядом с броневой цитаделью, но не причинив особых повреждений. Четвертая взорвалась на открытой палубе у дымовой трубы (район 134 шпангоута), вызвав детонацию боезапаса зениток, уничтожив при этом несколько 25-мм автоматов. Как уже было сказано повреждения от бомб были весьма умеренными и сами по себе не повлияли на боеспособность корабля.

Первая торпеда (всего четвертая) попала в район 70 шпангоута ЛБ, вызвав затопление нескольких кладовых, вторая (тоже 70 шпангоут, но уже ПБ) стала причиной затопления

почти всего района кладовых от 64-го шпангоута до цитадели. Третья попала в район 136 шпангоута, в результате чего был затоплен отсек гидромашин. По сообщениям с корабля было четвертое торпедное попадание в районе 100 шпангоута ПБ, но отсутствие повреждений и затоплений в этом районе свидетельствует о его сомнительности.

Бронированная цитадель корабля оставалась почти не тронутой, но дифферент на нос становился серьезным. Три торпеды, попавшие в лишенные ПТЗ бортовые отсеки в носу при­вели к тому, что носовая часть почти полностью погрузилась в воду, а скорость упала до 16 узлов. Японский ордер ушел вперед. С кораблем остались только тяжелый крейсер «Топе», кото­рый через некоторое время сменили эсминцы «Hamakadze» и «Kiioshio».

Собственно говоря с этого момента бой прекратился, перейдя в стадию уничтожения. Правда пятая атака, в которой приняли участие 32 торпедоносца, 16 истребителей и 20 бом­бардировщиков с авианосцев «Lexington» и «Essex», начавшая­ся в 13.20, миновала «Musashi» - самолеты наносили удар по двум большим группам кораблей в 20 и 25 милях впереди. Эта атака вообще была не очень удачной. 5 торпедоносцев и 5 бом­бардировщиков вернулись на корабли.

На всех бомбардировщиках с «Essex» и части с «Lexington» были по ошибке подвешены 227-кг бомбы, неэффек­тивные против тяжелых кораблей. Американцы потеряли 3 тор­педоносца и 2 бомбардировщика, совершивших вынужденную посадку. Хотя пилоты сообщили о 7 торпедных и 12 - 15 бомбовых попаданиях японские корабли получили лишь минимальные повреждения от близких разрывов.

«Musashi» в это время шел уже в одиночку, имея в строю три действующих машинных отделения и девять котельных (пришлось оставить два смежных с КО-11 отделения, так как по­вреждения от бомб блокировали подступ к ним).

Скорость уменьшилась до 12 узлов, но не было ничего сделано для удаления воды, попавшей в корабль в результате непосредственных затоплений, фильтрации и контрзатоплений для уменьшения крена. Правда поступление воды практически прекратилось, а крен был небольшим. Около 15 часов на корабле получили приказ следовать в Бако через Корон в сопровождении эсминца «Kiyoshimo».

Последнюю атаку в этот день выполняли самолеты с авианосцев 2-ой оперативной группы. Они совершали третий в этот день вылет, поэтому в нем участвовало кроме истребителей и бомбардировщиков только 6 торпедоносцев.

Удар по «Musashi» вероятно нанесли самолеты с авиа­носцев «Enterprise» и «Franklin», летчики которых сообщили о 8 торпедных и 11 бомбовых попаданиях в линкор типа «Yamato». Эти самолеты были свежими, поскольку наносили свой первый удар по центральному японскому соединению.

Атака (шестая) по «Musashi» началась в 15.20. В ходе ее корабль получил 10 прямых попаданий авиабомб:

1) 75 шп. ПБ - в крышу носовой башни ГК, без повреждений;

2) 62 шп. ЛБ - дополнительные повреждения главной палубы и палубы полубака;

3)  79 шп. ДП - взорвалась в кают-компании;

4) и 5) 115 шп. ПБ - обе упали почти вместе, взорвались при ударе и вызвали большие разрушения надстроек;

6) и 7) 108 шп. ЛБ - взорвались в помещениях главной палу­бы и уничтожили радиорубки;

8)  120 шп. ПБ - ударилась о носовую башнеподобную надстройку на восьмом уровне, взорвалась при ударе о левый бок;

9) 120 шп. ДП - ударилась в верхнюю часть той же надстройки и взорвалась с задержкой, тяжело ранив командира корабля;

10)  127 шп. ДП - взорвалась при ударе в заднюю часть той же надстройки, рядом с палубой на втором уровне, повреждения небольшие.

Все эти повреждения верхних надстроек оказались довольно значительны и вызвали большие потери среди личного состава, но затоплений от них не было, поскольку ни одна из бомб не пробила главной палубы.

По сообщениям с корабля в него попало еще десять торпед, две из которых не взорвались. Эти торпеды можно исключить из перечня почти достоверно. Точно известны места попадания и полученный эффект для четырех торпед:

1) 75 шп. ЛБ - район носовой башни ГК - затоплены носовые погреба в нижней части. Это означает, что противоторпедная переборка не выдержала попадания. Впрочем, почти в это же место ранее попала еще одна торпеда и, возможно, имелись «скрытые» повреждения, проявившиеся при повторном попадании;

2) 125 шп. ЛБ - полностью затоплено КО-8, открылась течь в КО-12. Ясно нарушилась общая прочность ПТЗ, и любое попадание вызывало значительные повреждения;

3) 145 шп. ЛБ - затоплено внешнее МО ЛБ;

4) 105 шп. ПБ - затоплены погреба боезапаса перед КО.

По сообщениям с корабля в него попало еще четыре торпеды (ЛБ - шп.40, 60 и 165; ПБ - шп.90). Эти попадания считаются сомнительными, но только лишь на основании состояния корабля после атаки, поскольку точно определить повреждения и возможные попадания уже было нельзя. Положение линкора стало весьма тяжелым, хотя непосредственно гибель ему пока не угрожала. «Musashi» имел крен на ЛБ в пределах 10-12 градусов и дифферент на нос (палуба полубака почти касалась воды). Скорость не более 6 узлов (ниже предела, необходимого для приемлемой управляемости). Были выведены из строя оба машинных отделения ПБ и внешнее машинное отделение ЛБ и по меньшей мере семь котельных отделений. Попытки уменьшить крен и дифферент закончились неудачей, хотя уже были затоплены внешние котельные отсеки и кладовые ПБ. Все же на 12 градусах крен остановился, но прогрессирующее затопление в носовой части вышло из под контроля. К 19 часам (спустя по­чти 4 часа после атаки) носовая часть палубы погрузилась до носовой башни ГК, крен увеличился до 15 градусов. Все машинные отделения вышли из строя. Корабль потерял ход и был обречен. Личному составу приказали покинуть линкор.

Около 19.20 крен на ЛБ стал быстро расти и вскоре достиг 30 градусов. Еще через 15 минут линкор опрокинулся на борт и ушел под воду носом вперед.

Относительно медленная гибель «Musashi» позволила эсминцам, из которых «Kiyoshimo» к этому моменту сам был значительно поврежден, спасти значительную часть команды -собственно столько, сколько можно было принять на два небольших корабля. Из 2279 человек, находившихся на борту «Musashi» в его последнем походе, было спасено 1288, остальные 991 человек погибли в бою или утонули.

Перед боем осадка линкора, полностью загруженного топливом, боеприпасами и снабжением, составляла 11 метров. Все попавшие в него торпеды были стандартными авиационными торпедами ВМС США «Mk.3». Они имели калибр 560 мм и боевую часть с 260 кг (600 фунтов) самого сильного взрывчатого веще­ства Второй мировой войны - «торпекса». Всего в атаках на центральное японское соединение участвовали 259 самолетов, в том числе примерно 92 истребителя, 62 бомбардировщика и 56 торпедоносцев, а также 49 - точно не установленного типа. Кроме «Musashi» успехи были невелики. Небольшое повреждение двумя бомбами (по другим данным - четырьмя) получил линкор «Yamato» - в 13.30. Самым серьезным оказалось попадание в носовой части - в якорные помещения ЛБ. Корабль принял 2000 тонн воды и получил заметный крен, который был однако быстро ликвидирован.

Еще два попадания получил в 14.20 линкор «Nagato», скорость которого упала до 21 узла. На нем вышла из строя одна из башен ГК и были повреждены системы связи. Пять близких разрывов у борта линкора «Haruna» не нанесли существенных повреждений. Прямое попадание получил эсминец «Kiyoshimo». От близких разрывов повреждены еще два эсминца, причем «Fujinami» на следующий день затонул. Кроме этого авиационная торпеда попала в крейсер «Муоко».

На первый взгляд весьма странным в этом бою кажется сосредоточение всех атак на единственном корабле. Это трудно объяснить, тем более, что удары наносили авиагруппы различных соединений и, насколько это известно, специальной координации атак не было. Однако перечень атакованных и поврежденных кораблей (разного рода повреждения получили как минимум два линкора, два крейсера, три эсминца) позволяет говорить скорее о неудачном для японцев стечении обстоятельств.

«Musashi» в общем почти выдержал испытание, оставшись достаточно боеспособным после шести торпедных попаданий (достоверных). Судьбу корабля решило затопление носовой оконечности - один из наиболее опасных видов первоначально «несмертельных» повреждений. Корабль при этом не может развивать значительной скорости без риска дополнительной фильтрации воды. Переборки в высоком полубаке не могут быть выполнены водонепроницаемыми по всей высоте, и корабль, предоставленный самому себе в открытом море, остается беспомощным, не имея возможности быстро двигаться в базу или уходить от противника.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА И ГИБЕЛЬ «YAMATO»

Ощетинившись зенитными орудиями...«Yamato», на котором в это время развивался флаг командующего 1-м диверсионным соединением вице-адмирала Куриты, перешедшего на линкор после гибели своего флагманского корабля крейсера «Atago», продолжал следовать к месту высадки американского десанта в соответствии с планом «Се». Рано утром следующего дня, проскочив незамеченными через пролив Сан-Бернардино, японское соединение неожиданно и для себя, и для противника наткнулось на американские эскортные авианосцы и эсминцы. Произошло сражение, известное как бой у острова Самар. Выпущенные с «Yamato» два самолета-разведчика не смогли установить истинную картину из-за противодействия многочисленных американских истребителей, к тому же храбрые атаки американских эсминцев и самолетов-торпедоносцев заставили флагмана неоднократно менять свой курс, а в одном случае развернуться в сторону от цели. Все это не способствовало ни ведению точного огня, ни ясному понима­нию обстановки. Хотя «Yamato» сумел впервые использовать свои орудия ГК по непосредственному назначению - против надводных кораблей противника, единственный потопленный в бою эскортный авианосец «Gambler Bay» на его счет отнести нельзя. Дурную услугу оказали и японские бронебойные снаряды типа «91», имевшие очень большое замедление взрывателя (0,4 секунды). Они спокойно пробивали насквозь небронированные корпуса американских кораблей, не нанося фактически серьезных повреждений. Курита окончательно запутался в обстановке. Он считал, что сражается с главными силами американского флота в составе линкоров и тяжелых крейсеров и полагал, что уже потопил два или три из них. С «Yamato» даже ухитрились увидеть линкор типа «Pennsylvania» с дистанции около 38 км. В 12.30 после перехвата американских радиограмм, свидетельствующих о том, что американцы сосредотачивают все силы для уничтожения его соединения и опасаясь неминуемого продолжения авианосных атак, Курита повернул назад, находясь всего в часе хода от американских транспортов. Ему удалось вновь благополучно проскользнуть через изобилующий опасными мелями и рифами пролив Сан-Бернардино на большой скорости, вновь подтвердив хорошую выучку японских моряков и странное отсутствие решимости у их адмиралов.

После участия в конце декабря в самом большом сражении второй мировой войны на море - битвы в заливе Лейте, где он получил лишь незначительные повреждения, «Yamato» базировался в Японии (с 23 ноября 1944 года), откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Планом защиты непосредственных подступов к японским островам предусматривалось и использование линкора, который к этому времени обреченно стоял у самого большого внешнего буя-26 на базе в Куре. Он должен был принять участие в операции «Теничиго» («Небеса-1») - защита острова Рюкю от вторжения. Задача соединения, в состав которого вошли «Yamato», крейсер «Yahagi» и восемь эсминцев, в том числе два специальных эсминца ПВО типа «Akitsuka» (в это время имелись и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и действием в духе «камикадзе». Соединение должно было отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американского десанта на остров Окинава (1 апреля на него вторглись американские войска). Командование смогло выделить для этой операции только 2500 тонн топлива (и то найденного с превеликим трудом). Поэтому в случае, если бы возвращение было сочтено затруднительным, линкору было приказано выброситься на берег острова и поддерживать войска огнем своих орудий. В общем, подобная операция могла быть продиктована только отчаянием. Но японцы не были бы японцами, если бы не сделали этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на успех, но полагал, что если ее не проводить, то корабли больше вообще не удастся использовать. Еще более скептически относился к своей задаче вице-адмирал Сейнчи Ито, назначенный командующим соединения. Его аргументы против самоубийственного похода были весьма весомыми: отсутствие истребительного прикрытия, более чем значительное превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже об авиации, запоздание с самой операцией - высадка основных сил американского десанта была уже завершена. Но все соображения отправляемого на верную гибель адмирала были отвергнуты.

Дело было в том, что самый мощный корабль японского флота был выбран в качестве приманки. Чтобы максимально продлить его «последний путь», ему был придан эскорт из девяти кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции «Кикусуй» - массированной атаки самолетов-камикадзе на американские корабли в месте высадки десанта. Именно с этой операцией связывались надежды американского командования.

Еще 29 марта, в 15 часов, «Yamato» вышел из Куре, прошел Хиросимским проливом и провел упражнения в маневрировании и проверку своего радарного оборудования. Особое внимание было уделено резким маневрам и поворотам - типичным уклоняющим элементом от атак торпедоносцев. Вечером того же дня линкор вновь стал на якорь у острова Митадзири.

В последующие дни над линкором обязательно показывались один-два американских дальних разведчика - самолеты типа «В-29». 3 апреля, после того как один из них сбросил бомбу, разорвавшуюся невдалеке от корабля, следующая небольшая группа самолетов была встречена сильным зенитным огнем. Один самолет был сбит, но удача оказалась трагической: сбитым оказался японский истребитель «Шиден», которого спутали с американским «Хэлкетом».

4 апреля состав будущего эскорта «Yamato» уменьшился на один корабль. Эсминец «Hibiki» наткнулся на плавающую мину вблизи базы и вышел из строя (были повреждены котлы). Он был отбуксирован эсминцем «Hatsushimo», но участвовать в операции уже не мог (после войны «Hibiki» был передан СССР в числе трофеев).

На следующий день «Yamato» вновь вышел в море для практических упражнений. На этот раз проводилось учебное определение дистанции до цели при помощи радара, которому японцы все еще не очень-то доверяли. Цель изображал щит из металла, буксируемый крейсером «Yahagi». Наконец в 15 часов был получен окончательный приказ на выход. В 17.30 на берег были отправлены все кадеты, проходившие на корабле практику, и больные. Все дерево было выброшено за борт или сдано на берег, поэтому команде и офицерам пришлось провести вечернее время, распивая выданное к походу сакэ сидя на корточках - ни столов, ни стульев на корабле не осталось.

Намеченные к походу корабли остаток дня и следующее утро принимали топливо, что, конечно, могли легко заметить два «В-29», пролетавших в это время над соединением. 6 апреля 1945 года в 15.20 «Yamato», приняв топливо (по некоторым сведениям 90 %-ный запас, что противоречит общему количеству выделенного для операции горючего) и полный боекомплект, вышел в составе 1-го диверсионного соединения из внутреннего моря в открытый океан, чтобы на рассвете 8-го атаковать американские силы у о.Окинава. Эскорт составляли корабли 2-ой эскадры - легкий крейсер «Yahagi» и восемь эсминцев под общим командованием контр-адмирала Комуры. На скорости 12 узлов соединение миновало пролив Бунго, после чего противолодочное охранение - три эскортных миноносца «Hanazuki», «Kaya» и «Maki» - повернули назад, так как для дальнейшего пути им не хватало топлива.

Настроение на корабле было приподнятым и обреченным. В 18 часов команда одела чистые одежды; было прочитано обращение командующего Объединенным флотом, встреченное троекратным «Банзай». Дальнейшая судьба японских моряков уже находилась в руках противника.

Американцы своего шанса не упустили. Уже через 01.40 после выхода соединение было обнаружено американскими подводными лодками «Tredfin» и «Hackleback», а утром 7-го и разведгруппой 58-го ударного авианосного соединения. Ночью японцы держались в ордере ПЛО - «Yamato» в центре, по кольцу от него на расстоянии 2500 метров - эсминцы, «Yahagi» - на кормовых КУ. Одновременно велся непрерывный радарный поиск лодок в позиционном положении, однако обе американские лодки были обнаружены гидролокаторами, давшими два четких контакта. С этого момента судьба японской операции была решена.

Вначале американцы решили пропустить соединение подальше к югу и лишь затем атаковать его. С 09.15 группа из 16 американских истребителей осуществляла постоянное слежение за обреченным соединением. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о положении и составе соединения открытым текстом. Эти сообщения были перехвачены, что отнюдь не прибавило боевого духа на мостике «Yamato». С его катапульты был выпущен последний оставшийся на борту гидросамолет типа «О» (прочие пять были оставлены на базе), поскольку иного шанса уцелеть у него не было, ни на корабле, ни в воздухе. Впереди по курсу соединения вели разведку 20 базовых самолетов с авиабазы Канойя, но связи с соединением они не имели.

Встретившись в полете с американским воздушным патрулем они потеряли свыше половины своего состава и вернулись на базу, не принеся никакой практической пользы соединению. В обеспечении действий соединения «Тен-Ичиго» принял участие и единственный сын адмирала Ито. Он благополучно прибыл из полета, но десять дней спустя погиб при выполнении операции «Кикусуй».

Японцы перестроились в кольцевой ордер ПВО с крейсером во главе, поставив почему-то самые сильные в зенитном отношении эсминцы «Fuyutsuki» и «Suzutsuki» на кормовых КУ, хотя было бы естественным иметь их с носа для отражения огнем атак торпедоносцев. Расстояние между кораблями в ордере составляло около 1500 метров, скорость 20 узлов, зигзаг выполнялся через каждые 5 минут. Эсминец «Asashimo» отстал от ордера из-за неисправности машин и в дальнейшем пропал без вести со всем экипажем, очевидно, получив смертельные повреждения от атаковавших его самолетов. В 11.15 японское соединение повернуло на юго-восток. Американцы подумали, что оно может и не идти к Окинаве и не желая упускать такую лакомую цель, начали атаки.

Первые ударные самолеты с авианосцев 58-го соединения, находившегося в это время примерно в 300 милях от противника, начали взлет еще в 10 часов. Они входили в состав ударной авиагруппы, организованной для уничтожения японских кораблей и состоящей из 280 самолетов, из них 98 торпедо­носцев «Avenger». Фактически в атаке участвовало 227 самолетов, поскольку 53 из числа вылетевших «заблудились» и не нашли цель. Кроме того, еще 106 самолетов вылетели для нанесения удара, но опоздали принять участие в бою.

Погодные условия были средними - высота облачности около 1000 метров, скорость ветра 20 узлов. Чуть раньше полудня с наблюдательного пункта на Амамиосима на «Yamato» поступила радиограмма: «250 авианосных самолетов - курсом на север». В 12.20 на экранах радара линкора появились три больших сигнала, свидетельствовавших о появлении трех больших групп самолетов. Все корабли соединения были немедленно оповещены об этом, скорость соединения увеличилась до 25 узлов с поворотом на курс 100 градусов.

Через 12 минут с «Yamato» обнаружили первые американские самолеты уже невооруженным глазом. Это были два истребителя первой волны, летевшие на высоте около 1000 метров.

По американским данным первая атака началась в 12.20 (по японским на 12 минут позже). В ней участвовало 150 самолетов. Соединение в это время держало ход 24 узла и вело зенитный огонь из всех стволов, включая 18-дюймовки «Yamato». Первые атаки были направлены против головного крейсера «Yahagi» и эсминца «Hamakaze», мгновенно затонувшего после попадания торпеды. В «Yamato» попало три-четыре бомбы: первые взорвались при ударе о верхнюю палубу (район 150 шпангоута ПБ), уничтожив 127-мм установку и несколько зенитных автоматов и сделав в палубе две пробоины диаметром около 7 метров. Две другие бомбы упали перед кормовой башней СК, пробили легко бронированную в этом месте верхнюю палубу и вызвали пожар, погасить который так и не удалось. Сама башня, а также пост управления огнем СК и директор вышли из строя. По японским данным в 12.41 в линкор попали еще две бомбы по 227 кг - вблизи грот-мачты, которые в дополнение к уже описанным повреждениям уничтожили РЛС типа «13». Одна из бомб буквально расщепила верхнюю часть помещения операторов радара, имевшего форму куба со стороной около 3 метров и защищенного со всех сторон стальными стенками. В это же время по данным японцев в «Yamato» попали еще три-четыре торпеды, хотя только два попадания выглядят достоверными - оба в ЛБ, в район шпангоутов 125 и 150. Менее достоверно попадание в район 190 шпангоута. Повреждения от торпед привели к значительным затопления, особенно во внешнем машинном отделении ЛБ. Появился крен в 5-6 градусов на ЛБ. Контр­затоплениями крен был уменьшен до 1 градуса. По японским сообщениям в 12.45 торпеда попала также в носовую часть ЛБ. Американские потери в первой волне составили два пикирующих бомбардировщика «Helldiver».

Вторая атака началась почти сразу же за первой, в 13 часов (по японским данным в 12.02). Скорость линкора в это время была 22 узла. Американские самолеты, попав под сосредоточенный зенитный огонь, применили весьма эффективную тактику. Заходя строго с носа «Yamato» и переходя в пологое пикирование, они стреляли из бортового оружия, стараясь зигзагировать и не оставаться на одном курсе. Японские офицеры считали, что если бы они оставались на прямом курсе столь же долго, как и японские самолеты, то потери американцев были бы очень большими, Но при такой тактике угловые перемещения воздушных целей были столь стремительны, что японские зенитные установки просто не поспевали за ними (следует вспомнить недостаточные их скорости вертикальной и особенно горизонтальной наводки). Кроме того, японские наводчики были просто подавлены количеством самолетов противника, что безусловно сказалось на их действиях - этого не отрицают оставшиеся в живых участники последнего боя «Yamato».

Участвовавшие в атаке примерно 50 самолетов не добились бомбовых попаданий, но атаковавшие линкор два десятка торпедоносцев добились четырех (возможно пяти) попаданий. Из них 1 в ПБ и 3 в ЛБ. Попадания в ЛБ привели к затоплению КО-8 и -12, внешнего машинного отсека и отсека гидромеханизмов. Попаданием в ПБ (125 шпангоут) было затоплено КО-7. Корабль получил крен на ЛБ в 15-16 градусов, его скорость снизилась до 18 узлов. Контрзатоплением крен уменьшили до 5 градусов, а поступление воды вскоре взяли под контроль.

По японским данным в 13.37 в линкор попали три торпеды в районе миделя ЛБ. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор сбил один торпедоносец. В 13.44 в то же место попали еще две торпеды, вызвав повреждение элект­рооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Видимо, шесть-семь торпед были тем пределом, который могли вынести корабли типа «Yamato», все еще оставаясь в строю.

В 13.45 началась последняя атака, в ходе которой в корабль попало по меньшей мере четыре торпеды: одна - в ПБ в районе 150 шпангоута, две или три - в ЛБ (достоверны в районы 135 и 154 шпангоутов, менее достоверно - в район 164 шпангоута). По японским данным в 14.02 в линкор попали три бомбы (в среднюю часть с ЛБ) и было несколько очень близких разрывов. Два пикирующих бомбардировщика были сбиты огнем с линкора. Бомбы разрушили или вывели из строя практически все зенитные средства корабля в его средней части. По свидетельству очевидцев одна из строенных 25-мм установок с размерами примерно 3x3x3 метра взлетела в воздух на 25 метров и упала обратно на палубу. В 14.07 последовало попадание торпеды в район миделя ПБ, а в 14.02 еще одно, также в район миделя, но уже с ЛБ. Сразу последовало еще одно попадание - в корму с ЛБ. Скорость упала до 12 узлов, крен на сильно поврежденный ЛБ вновь увеличился до 6 градусов. В 14.17 в среднюю часть корабля с ЛБ вновь попала торпеда. На линкоре в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на ЛБ достиг 15-16 градусов.

Значительные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили команду возможности вести борьбу за непотопляемость линкора. Приказания командира корабля о затоплении правых МО и КО, которое могло бы дать наибольший эффект для спрямления корабля (по объему и центру тяжести воды в затопленных помещениях) уже не могло быть выполнено. Крен увеличился до 15, а затем до 17 градусов. Скорость все еще не падала ниже 12 узлов. Линкор прикрывали эсминцы «Fuyutsuki» с ПБ и «Yukikaze» с ЛБ. Только эти два корабля выполнили свою задачу до конца, имея достаточную скорость и избежав серьезных повреждений. Наступила небольшая передышка - первая после появления второй волны атакующих. Корабль находился в очень тяжелом состоянии: ни одно орудие противоминного и 127-мм зенитного калибров не могло стрелять, так же как и большинство зенитных автоматов. Был перебит весь медицинский персонал. Вскоре американские самолеты вновь появились над кораблем. К этому времени крен достиг 26 градусов. Вышли из строя все средства внешней и внутренней связи, а также рулевое устройство. Башнеобразная надстройка была изрешечена пулеметным огнем с американских самолетов: потери персонала в надстройке были очень большими. В центре всего этого ада на стуле продолжал безмолвно сидеть командующий соединением адмирал Ито. Он не произнес ни слова с момента начала атаки, предоставив действовать командиру корабля. Возможно, он хотел выразить таким образом свое отношение к этому безнадежному делу, против которого всячески сопротивлялся и которое был вынужден выполнять. Крен продолжал увеличиваться и была отдана команда оставить корабль.

Взрыв линкора YamatoКогда линкор лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва слышали и видели на кораблях американского соединения и находившемся в нескольких десятках миль от места трагедии острове Кагосима. Столб дыма поднялся над кораблем на высоту 6 км и по виду напоминал «ядерный гриб». Пламя взрыва поднялось на 2 км. Причина взрыва несомненна - только взрыв боепогребов ГК (примерно 500 тонн взрывчатки) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню СК и через нее в главные погреба. Но уцелевшие офицеры «Yamato», собравшиеся после спасения для обсуждения придерживаются иного мнения. Они считают, что когда крен достиг 90 градусов, снаряды стали соскальзывать со стеллажей, и у одного из них сработал головной взрыватель, вызвав общую детонацию боезапаса. Против обеих версий есть серьезные возражения. При столь сильном крене корабля в момент взрыва практически невозможно вообразить траекторию бомбы, проходящую через крышу или любую другую часть башни вспомогательного калибра и попадающей непосредственно в погреба боезапаса. Есть изъян и у другой версии, которая в целом представляется наиболее вероятной. Из существовавших у японцев снарядов головной взрыватель имел только так называемый «зенитный снаряд общего назначения» (АА-COMMON), но он не мог дать настолько сильного взрыва, чтобы вызвать детонацию.

Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже «Yamato»: из всего экипажа погибли 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора погибли крейсер и четыре эсминца, на которых погибло или утонуло 3665 человек.

В своем последнем бою «Yamato» сбил пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя «Hellkate» и «Corsaire» - не слишком дорогая цена за потопленный сверхлинкор и корабли эскорта. Всего в «Yamato» попало около десяти стандартных авиационных торпед с 270 кг «торпекса» (что эквивалентно 400 кг ТНТ) и тринадцать авиабомб по 250 кг.

Операция «Кикусуй», для которой выход соединения «Тэн-Го» служил отвлечением также потерпела неудачу. В ней приняли участие всего 114 самолетов вместо планировавшихся 600. Ими были повреждены авианосец, старый линкор и эсминец.

ОСТАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «YAMATO»

В рамках «Четвертой программы пополнения и замены флота 1939 года» были заказаны еще два линкора типа «Yamato». Корабль, заложенный 4 мая 1940 года на верфи ВМФ в Йокосуке, получил наименование «Shinano», а корабль, заложенный 2 но­ября 1940 года на верфи ВМФ в Куре под строительным номером «111», названия так и не получил.

По «Пятой программе 1942 года» планировалась постройка еще одного линкора, фигурировавшего под номером «797», но решение о его постройке было отменено еще до выдачи зака­за. Аналогичная судьба постигла и два планировавшихся линко­ра типа «Super-Yamato», нормальным проектным водоизмеще­нием в 70 тысяч тонн, которые должны были иметь по шесть 510-мм орудий и пояс толщиной 460 мм. От них остались только строительные номера: «798» и «799».

Последние три корабля типа «Yamato» должны были стро­иться по несколько измененному проекту, в котором большое внимание уделялось ПВО. Вместо бортовых 155-мм башен и всех 127-мм зениток планировалось установить 16-20 новых универсальных спаренных 100-мм орудий с длиной ствола в 65 калибров и дополнительные 25-мм автоматы. Бронирование борта предполагалось несколько уменьшить - при поясе толщи­ной 400 мм барбеты башен ГК 530 мм. Палуба утоньшена до 190 мм.

Постройка «Shinano», которая велась в специально по­строенном сухом доке, в декабре 1941 года была приостановлена (примерно при 50 %-ной готовности), чтобы освободить людей и материалы для более срочных нужд начавшейся войны. После гибели в течение мая-июня 1942 года пяти авианосцев командование, вынужденное в экстренном порядке принимать меры по восстановлению авианосных сил, приняли решение о перестройке «Shinano» в авианосец, учитывая, что работы на нем уже продвинулись достаточно далеко.

Постройка линкора «111» была остановлена в марте 1942 года, когда его корпус находился в 30 %-ной готовности. В сентябре того же года решено окончательно прекратить работы на этом линкоре, и его корпус был быстро разобран, так как Япония на этой стадии войны остро нуждалась в металле.

ПОСТРОЙКА   «SHINANO» В КАЧЕСТВЕ АВИАНОСЦА

Проект перестройки «Shinano» в авианосец был разрабо­тан совместно вице-адмиралом Фукуда - основным проектировщиком линкоров типа «Yamato» и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Сейнчи Ивамура. Поскольку готовность «Shinano» на начало его перестройки составляла уже около 50 % при проектировании на его базе авианосца пришлось пойти на неизбежные компромиссы. 266-метровый корпус линкора был сохранен практически без изменений: у него было много лишнего, совершенно ненужного для авианосца, наряду с явным недостатком места для расположения ангара и авиаоборудования. Удалось убрать только броню барбетов ГК (в самих шахтах были установлены подъемники авиационного боезапаса с броневыми 175-мм.стенками), а броневой пояс был утоньшен в два раза - до 205 мм из такой же броневой стали NVNC. Полностью отказаться от броневого пояса было невозможно - он конструктивно входил в состав силовой струк­туры корпуса и был связан с ПТЗ, которую сохранили в таком же виде, как и на «Yamato».

Все это наложило отпечаток на конструкцию и использо­вание будущего авианосца. Было ясно, что обычного ударного корабля этого класса из него не получится. Первоначально его хотели достроить как некий плавучий аэродром для обслужива­ния ударных авианосных групп и береговых авиабаз авиации флота. Но иметь такой огромный вспомогательный корабль без собственной авиагруппы и с мизерными эксплуатационно-ре­монтными возможностями показалось японскому морскому ко­мандованию (и вполне справедливо) слишком большой роско­шью. Поэтому еще в ходе работ было решено переклассифицировать «Shinano» в авианосец поддержки, в функции которого входило бы: обеспечение ударных авиагрупп первой линии ре­зервными самолетами, авиационным топливом и боезапасом, ремонт поврежденной авиатехники, а также авиационное при­крытие силами собственного авиакрыла.

Первый проект предусматривал размещение всего 18 собственных самолетов, а окончательный, подготовленный в сентябре 1942 года - уже 42 (нормальная авиагруппа) и 47 (мак­симальная авиагруппа) при 23 резервных самолетах. В любом случае этого было мало для самого крупного в мире авианосца. По величине стандартного водоизмещения его превзошел толь­ко в 1960 году атомный авианосец «Enterprise». Состав авиа­группы предусматривал 18 истребителей (еще 2 - резерв), столько же ударных самолетов и 6 разведчиков (еще 1 - ре­зерв). Авианосец получил стандартное оборудование для приема самолетов: 18-тросовый аэрофинишер и аварийный барьер из трех сетей. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками и 12-тонным краном. Катапульта отсутство­вала, но огромная длина полетной палубы позволяла взлетать любому из существующих или планировавшихся авианосных самолетов с полной нагрузкой. Непропорционально большой для собственной авиагруппы был запас авиационного вооружения. В объемистых бывших боепогребах ГК помещалось 36 авиаторпед, 54 тяжелых (800 и 500 кг), 216 средних (250 кг) и 216 легких (60 кг) авиабомб. Все это превышало нормы, существовавшие для японских ударных авианосцев и объяснялось специфичес­ким назначением «Shinano» как плавучей базы для своих и «чужих» самолетов.

Итак, оставив без изменений корпус линкора, который позволял вместить кроме 8900 тонн собственного топлива еще и достаточно большой (718,3 тысяч литров) запас авиатоплива, японцы надстроили над ним небронированный ангар, накрытый полетной палубой, размером 256x41,5 метров (максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 метров). Впервые на японских авианосцах была частично применена открытая ан­гарная палуба. Две трети пространства этой палубы в носовой части могли прикрываться стальными шторами, двигавшимися на роликах, а задняя треть была полностью закрытой. В носо­вой части ангара располагались мастерские, а в кормой - собственно сама авиагруппа. Обе части были разделены перего­родкой из броневой стали. Между двумя самолетоподъемниками, смещенными в оконечности, ВПП имела эффективную тол­щину 80 мм (76 мм брони + 19 мм подкладки) и теоретически должна была защищать от попаданий 454-кг бомб). Кроме «Shinano» бронированную ВПП в годы второй мировой войны имели только британские эскадренные авианосцы и японский «Taiho», а первые американские авианосцы с такой палубой -типа «Midway» - вошли в строй флота уже после ее окончания. Поверх брони палуба была покрыта смесью каучука и цемента, поскольку специальное покрытие не успели разработать и приготовить. Погреба боезапаса были также сильно защищены (180 мм), и по некоторым данным суммарная вертикальная защита погребов доходила до 350 мм.

Ангарная палуба (бывшая главная броневая) имела тол­щину 195 мм, дымоходы и вентиляционные шахты имели легкое броневое прикрытие (37 мм).

«Островная надстройка» помещалась по середине ко­рабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон в 26 градусов от борта, как и на авианосцах «Taiho» и типа «Junyo», что оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня ВПП.

Вооружение было стандартным для больших японских авианосцев: шестнадцать 127-мм зенитных орудий в спаренных установках с открытыми сзади щитами (модель «А.1»), размещенных по бортам в спонсонах, на уровне полетной палубы. Однако считается, что можно было применить более легкие и маневренные полуоткрытые установки, поскольку уже не было опасности поражения прислуги газами крупного калибра.

Первоначально планировалось установить такое же количество новых 100-мм 65-калиберных зенитных орудий, имевших более высокие характеристики при стрельбе по воздушным целям, но задержки с их поставками решили дело не в пользу «Shinano». Зенитное вооружение дополняли 35 строенных 25-мм автоматов (позднее число стволов этого калибра увеличе­но до 145-155 стволов). Кроме того, на авианосце установили 12 ракетных 120-мм установок (по 28 ракет в каждой), предназ­наченных для отражения атак пикирующих бомбардировщиков. Эти установки располагались симметрично в четырех группах, побортно, у кромки полетной палубы. Зенитные автоматы размещались на том же уровне ВПП, что с одной стороны увеличи­вало их сектора обстрела, но, однако, подвергало опасности повреждения при авариях самолетов на взлете и посадке.

Управление огнем велось при помощи 4,5-метровых зе­нитных дальномеров - для главного калибра, сопряженных с четырьмя постами управления огнем - по одному на каждые две установки. Зенитные автоматы управлялись из двенадцати отдельных постов. На корабле был установлен поисковый радар типа «13» и радар поиска воздушных целей типа «21». Как всегда у японцев, недостаточно развитое и малонадежное радарное оборудование дополнялось большим количеством высококачественных оптических приборов, в число которых входило 40 бинокуляров (18-, 12- и 8-см), большая часть из них - для воздушного наблюдения. Прожекторное оборудование включало три осветительных прожектора и шесть (четыре и два) сигнальных диамет­ром (соответственно) 110, 60 и 20 см. Корабль был оборудован мощными для японского флота того времени средствами связи. Радиоэлектронное вооружение дополняли двенадцать пеленгаторов, которые должны были снабжать командование корабля развединформацией, для получения которой в этот период у японцев оставалось так мало возможностей. На авианосце отсутствовала какая-либо гидролокационная аппаратура - по иронии судьбы «Shinano» был лишен именно того средства, которое, возможно, спасло бы его в своем первом и последнем походе. По проекту экипаж должен был насчитывать 2400 человек - недопустимо много на четыре с половиной десятка операционных самолетов.

Состав и расположение энергетической установки был сохранен как на «Yamato»

- четыре ТЗА и двенадцать котлов «КАНПОН» обеспечивали проектную мощность в 150 тысяч лс, скорость на испытаниях составила 27,3 узла. Благодаря увеличенному более, чем на треть запасу топлива «Shinano» имел по проекту дальность плаванья в 10 тысяч миль 18-узловым ходом (против 7200 миль у «Yamato»).

Электрооборудование должно было включать четыре турбогенератора по 600 кВт и четыре дизель-генератора такой же мощности. Но два из последних так и не были установлены. Напряжение бортовой сети 225 Вольт.

Помимо запаса топлива для главных машин корабль брал еще 411 тонн авиатоп­лива, 96 тонн смазочных авиационных масел и 200 тонн резервной воды.

Характеристики остойчивости в общем не сильно отличались от характеристик для «Yamato», что можно считать значительным успехом для авторов перестройки «Shinano» в авианосец с более высоким расположение грузов, чем у линкора. Метацентрическая высота составила 3,45 метра, а диапазон остойчивости - до 79,2 градусов. На испытаниях корабль имел свыше 1000 тонн грузового балласта. Период качки для такой большой метацентрической высоты оказался вполне приемлемым (15 секунд). Сохранено было и рулевое управление по типу «Yamato» - два руля, главный и вспомогательный, с площадями 41 и 13,3 кв. метров соответственно.

Будучи одновременно положенными на борт, они сообщали кораблю при развороте на полной скорости крен до 10 градусов.

Спасательное оборудование было слишком незначительным для огромного эки­пажа. «Shinano» имел всего шестнадцать шлюпок: одна 15-метровая, восемь 12-мет­ровых, пять 9-метровых и два специальных 14-метровых катера. Такой состав спасательного оборудования (как и его недостаточность) был общей особенностью большинства авианосцев, на которых не было лишнего места для шлюпок, и на которых их спуск был сопряжен с большими трудностями. Спасение экипажа в случае гибели авианосца практически всегда было делом кораблей эскорта.

«Shinano» всплыл в доке 8 октября 1944 года, а 18 ноября он уже был укомплектован для испытаний.

ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА «SHINANO»

Карьера самого большого авианосца второй мировой войны, оказалась пожалуй, рекордной, хотя рекорд был печальным - после завершения испытаний корабль просуществовал всего десять дней. Район Токио, в который входила и ВМБ Йокосука, находился под постоянной угрозой с воздуха: помимо тяжелых бомбардировщиков, в налетах на столицу Японии уже могла принимать участие и американская авианосная авиация, безраздельно господствовавшая практически в любой точке. «Shinano» все еще считался полезным кораблем. Было решено перевести его для окончательного оборудования в более безопасную базу в Куре во внутреннем Японском море, защищенную по крайней мере от атак подводных лодок и обстрелов надводных кораблей. На «Shinano» все еще не было установлено все необходимое оборудование, в частности насосы для откачки воды. Водонепроницаемые переборки не были проверены на герметичность - в них имелись неплотности в местах прохода кабелей и других коммуникаций, не были уплотнены сальники трубопроводов и кабелей. На борту корабля находилось большое число заводских рабочих, а экипаж не был в достаточной мере ознакомлен со своим кораблем и его оборудованием. Три четверти экипажа составляли ветераны японского флота, ни один из которых не имел опыта службы на большом современном корабле. В общем «Shinano» нельзя было назвать готовой к боевым действиям единицей флота.

В таком состоянии авианосец вышел из Иокосуки вечером 28 ноября 1944 года под командой Тосио Абэ, имея на борту 2515 человек экипажа и рабочих верфи. Следуя в сопровождении эсминцев «Hamakaze», «Yukikaze» и «Isokaze». Благополучно миновав первые 25 миль пути он около 19 часов был обнаружен только что починенным радиолокатором американской под­водной лодки «Archerfish», занявшей позицию у входа в Токийский залив. Обычной задачей этой лодки было спасение экипажей поврежденных американских бомбардировщиков, бомбивших район Токио, но ввиду перерыва в действиях авиации ей было разрешено временно вести свободную охоту. Вышедший из строя гидролокатор был починен командой буквально за несколько минут до обнаружения большой цели, принятой вначале за транспорт.

Хотя Луна была почти полной, только в 21.40 американцы установили, что имеют дело с авианосцем. Но к этому времени сигналы радиолокатора были обнаружены авианосцем. В рабочем состоянии находились только восемь из двенадцати котлов корабля и его максимальная скорость ограничивалась 20 узлами. «Archerfish» имела только 18 узлов, но так как японские корабли следовали зигзагом расстояние между целью и лодкой оставалось примерно одинаковым - около 90 кабельтовых - в течение долгого времени. Возникает вопрос: почему три эсминца эскорта не могли попытаться утопить или хотя бы отогнать лодку? Отчасти это объясняется опасениями Абэ, полагавшего, что его корабль пытается атаковать целое соединение лодок. Поэтому он предпочел продолжать движение противолодочным зигзагом с максимальной скоростью. В один из моментов «Isokaze» вышел из строя, как бы пытаясь атаковать лодку, но по сигналу Абэ вернулся обратно в ордер. Несомненно, что японцы так до конца и не смогли увидеть своего противника, хотя все время знали о том, что он рядом. Судьбу «Shinano» решили два фактора: уменьшение скорости около 22.30 до 18 узлов из-за перегрева одного из валов (не помогло даже охлаждение его забортной водой) и противолодочный зигзаг. Замедливший ход авианосец сблизился с уже начавшей отставать «Archerfish» и около 3 часов, изменив курс в очередной раз, двинулся прямо на нее. За считанные минуты дистанция сократилась с 60 кабельтов до нескольких сот метров. Командир американской лодки погрузил субмарину на 20 метров и, пропустив головной эсминец, поднял перископ. Положение и дистанция уже не были идеальными, но все же оставались весьма благоприятными. Цель занимала все поле зрения перископа.

Шесть торпед были выпущены с интервалом 8 секунд. В момент выпуска пятой первая уже поразила цель. Столь же равномерно через каждые 8 секунд в перископ наблюдался очередной взрыв. Всего в авианосец попало четыре торпеды: одна из торпед попала в район 104 шпангоута, затопив пост живуче­сти N-2, который пришлось покинуть, а также компрессорное отделение ПБ (шпангоуты 89-103) и погреба зенитного боезапаса. Внешнее КО-3 ПБ было затоплено очень быстро и весь персонал, находившийся там погиб. Большая течь открылась в смежном КО-1 из-за проникновения воды через торпедную переборку, пробитую подпиравшим ее двутавровым бимсом. Об­наружилась течь и в КО-7. В этом случае причиной стало попа­дание второй торпеды в район 161 шпангоута (отсек сальника гребного вала) вне ПТЗ. Это же попадание привело к затопле­нию внешнего машинного отделения ПБ через набивку сальника - повреждение аналогичное тому, которое привело к гибели лин­кор «Prince of Wales». Четвертая торпеда попала в кормовые цистерны авиационного топлива между 188 и 201 шпангоутами. К счастью эти цистерны были пустыми, так как на «Shinano» еще не была принята авиагруппа, ее вооружение и топливо. Но все же в результате этого попадания были затоплены кладовые-холодильники, разрушены палубы непосредственно над местом взрыва и погибло много личного состава, спавшего в кубриках в этой зоне. Все попадания пришлись в правый борт. Американские торпеды имели заряд в 330 кг. Сразу после взры­вов «Shinano» получил крен 9-10 градусов. Затопление отсеков противоположного борта несколько запоздало и позволило лишь на время приостановить крен на 12 градусах, но поступление больших масс воды взять под контроль не удалось. В наличии были ручные помпы, но пользоваться ими умели немногие. Судь­бу корабля решило все же не начальное разрушение подводной защиты, которое, впрочем, было весьма обширным (в ряде случаев упорные бимсы, поддерживающие массивную переборку, пробили ее, усугубив повреждения от взрыва), а отсутствие герметичности переборок. Начальный крен в 10 градусов соответствовал ожидаемой величине при шести торпедных попаданиях, но в дальнейшем вместо уменьшения его, наблюдалась постепенная фильтрация воды из отсека в отсек.

Первоначально поврежденная механическая установка спустя три часа после атаки была покинута персоналом из-за постоянного притока воды. Кроме того, котельная вода оказалась выпущенной, а никто из персонала не знал как поднять пары на соленой воде. Положение усугубляли пожары, возникшие при взрывах торпед: на корабле, по существу, не были орга­низованы противопожарные службы и службы борьбы за живучесть. Незнание командой своего корабля привело к тому, что при исправных в принципе средствах пожаротушения были попытки гасить пламя водой из ведер. Тотальная военизация про­мышленности Японии сослужила еще одну дурную службу - находившийся на «Shinano» гражданский персонал носил ту же однотипную форму, что и военные моряки, а это еще больше усилило путаницу и неразбериху. Наблюдались случаи невы­полнения приказов и паника, что совершенно нехарактерно для японского флота.

По сути дела «Shinano» был обречен с момента попадания торпед, но его агония затянулась на пять часов. Еще в пять утра он имел малый ход и крен в 18 градусов. Через час машины были остановлены и началась подготовка к оставлению корабля экипажем. Снятие команды началось около 10 часов. Эсминцы эскорта подошли непосредственно к борту и начали прием команды. Крен «Shinano» продолжал увеличиваться и около 11 часов он перевернулся и затонул, уходя под воду кормой. К этому времени эсминцы приняли 1090 человек из числа находившихся на борту. 1435 человек пропали без вести, но часть из них была, видимо, спасена прибрежными судами, так как счита­ется, что с кораблем погибла только четверть его экипажа. Занятые в течение трех часов спасением людей, эсминцы практически не преследовали подводную лодку, сбросив лишь почти наугад 14 глубинных бомб.

Гибель «Shinano» вряд ли может служить какой-либо дополнительной характеристикой недостатков или достоинств кораблей типа «Yamato». С одной стороны четыре торпеды никак не могли быть смертельны для корабля таких размеров, но история войны на море знает немало случаев, происшедших именно с авианосцами, которые опровергают все расчеты конструкторов. Достаточно вспомнить гибель «Ark Royal» и «Taiho», каждый их которых погиб от одной торпеды. И если потопление «Taiho» можно в заметной мере объяснить взрывом авиабензина, то медленная агония «Ark Royal» во многом напоминает конец «Shinano». Но при этом следует учесть, что английский авианосец находился в полной боевой готовности и имел вполне подготовленный экипаж в отличие от «Shinano», гибель которого более всего обусловлена именно людьми, а не конструкцией. Повреждения вовсе не были фатальными. Корабль имел ход и управлялся, и при надлежащей борьбе за живучесть несомненно был бы спасен.

В сущности «Shinano» послужил жестоким экспериментом; насколько долго сможет сопротивляться воде большой корабль, неподготовленный к действиям и брошенный командой. Результат подобного опыта вряд ли мог быть иным, нежели он оказался 28 ноября 1944 года.

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: августа 24, 2003
Используются технологии uCoz