[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

TS-8 - сборка
ЧАВО Авиация 1:87 Семь шагов Аэрограф Yamato F117 - сборка TS-8 - сборка F-15C Eagle - сборка F6F-3 - сборка Panzer II- сборка Willys Jeep - сборка БТ-2 - сборка SdKfz250/1 и 250/9

 

 

 

TS-8 Bies пилотажный самолет 

Собираясь в отпуск, я довольно долго раздумывал, что из моделей взять с собой. С одной стороны, хотелось собрать что-нибудь необычное, интересное. С другой стороны, поскольку традиционно, модели, собираемые на выезде, остаются в месте пребывания как хорошая (я надеюсь) память о нас, нужно было выбрать относительно небольшую модель, которую я бы успел собрать без ущерба для отдыха и общения с семьей. В конце концов выбор пал на TS-8 Bies от GPM. Несмотря на кажущуюся “второсортность” (спортивный самолет с польскими опознавательными знаками)  для отечественного моделиста эта модель представляет несомненный интерес Да и для кружковой работы она весьма интересна. Вот ее основные достоинства:

Ø       Высокая степень детализации, позволяющая  в ходе сборки изучить устройство реального самолета, включая, но не ограничиваясь, устройство крыла (элероны, триммеры и т.д.), шасси и кабины пилота.

Ø       Красивая и эффектная расшивка, содержащая большое количество мелких, но вполне читаемых надписей «технички».

Ø       Возможность изготовления вполне приличного фонаря самостоятельно из плоского листа прозрачной пленки без применения выдавливателей и т.д.

Ø       Возможность самостоятельной «доводки» модели – изготовления посадочной фары, отсека радиополукомпаса и т.д. без особых сложностей

Ø       Исключительно эффектная модель, получаемая в результате сборки, при относительно несложной технологии сборки и средней трудоемкости.

Не скрою, что перечисленными выше мои мотивы не ограничивались. Выкройки этой модели были выполнены серебрянкой, с качеством, сопоставимым с P-51D Mustang  от Халинского, но прежде чем приступать к “Мустангу”, я хотел проверить, как будет реагировать такая бумага на клей ПВА. Я взял с собой упаковки клея «ТипТоп», расфасованного по 37 мл с блистером-дозатором. Клей выпускается компанией Erich Krause, упаковка надежна и удобна в транспортировке. Розничная цена такой баночки в Москве – 21 рубль. Как видите на фотографии, наклейки могут быть разных цветов, но роли это не играет – клей везде одинаковый. Как показал эксперимент, одной упаковки вполне хватает на сборку модели одномоторного самолета.

Первые же шаги сборки вызвали ну не то чтобы шок, но ощущение того, что в сборке картонных моделей я не знаю еще очень и очень многого. Бумага оказалась не просто покрашенной серебрянкой, а с настоящим металлическим покрытием, что повлияло на всю технологию сборки. При этом для формования деталей по сгибу мне пришлось полностью отказаться от привычной технологии надрезов – вместо этого я просто формировал сгиб с помощью пинцета, также показанного на фотографии. Фольгированная поверхность детали аккуратно держала форму, что было просто удивительно.

Сборка начинается с изготовления моторного отсека. Сразу же оговорюсь, что вы должны заполнить его внутренности максимально возможным количеством пластилина, а лучше, если он будет смешан с дробью – в противном случае потребуется приложить немало усилий, чтобы спасти модель от опрокидывания на «хвост» – мне, например, пришлось полностью заполнить пластилином носовую гондолу шасси L Не забудьте также сделать отверстия в центре шпангоутов моторного отсека, если вы приклеите винт, его неизбежно отломают любители покрутить, поэтому его всегда нужно изготавливать подвижным.

 

Следующий этап, изготовление интерьера кабины. Это важный и относительно сложный этап в сборке модели – необходимо позаботиться о том, чтобы не перекосить фюзеляж самолета. Проблема в том, что заметно это станет только после сборки всего фюзеляжа в целом. После того, как отсек кабины экипажа подготовлен, вы можете приступать к установке интерьера кабины. При этом надо отметить, что приборы на полке (дет. 33-36) у меня просто не поместились в кабине и от их установки пришлось отказаться. Возможно, если вырезать часть шпангоута в тыльной части кабины их удалось бы поставить на место, но в этом случае они все равно были бы не видны за спинкой кресла второго пилота.

После сборки интерьера кабины завершается монтаж фюзеляжа и устанавливается хвостовое оперение. Детали подогнаны хорошо и никаких сложностей эта операция вызвать не должна. Затем осуществляется сборка и монтаж фонаря кабины. Для приклеивания бумаги к пленке я использовал клей Testors (Clear parts cement & Window maker). Его розничная цена в Москве – от 110 до 150 рублей. Но фактически, это просто очищенный БФ-6. Постепенно опыта использования этого клея у меня становится больше, и как видите, фонарь существенно чище и аккуратнее, чем у Ju-88 от ModelArt.  Конструкция фонаря хорошо продумана, и он без каких-либо сложностей устанавливается на место. Вопреки инструкции я вклеил вначале основную часть фонаря, а уже затем – носовую.

 

 

 

Следующий шаг – сборка крыльев. Здесь есть одна тонкость. Вначале полностью собирается каркас и обклейка одного крыла. При этом  закрылки наклеивать сразу не надо, но после установки крыла на место необходимо сразу же наклеить и верхний зализ крыла. Затем, вы устанавливаете ребра второго крыла и собираете его окончательно. Инструкция указывает, что приклеивать второе крыло надо с конца, но вот этого то делать и не надо! Наоборот, приклейте вначале «корневую часть крыла, установите зализ сверху, затем приклейте деталь 72 – нижний зализ. Эта деталь, кстати, может не совпасть по отверстиям с нишами основного шасси, не беда – в этом случае подрежьте отверстия «по месту». После этого вы можете доклеить вторую часть крыла. Теперь остается только доклеить элероны…

Следующий этап – сборка шасси. Начинаем со сборки колес. В выкройках представлены только обклейки, поэтому довести до необходимой толщины колеса вам придется самостоятельно из нескольких слоев картона. Периметр колеса формируется из лент, включенных в комплект, и вам остается только покрасить готовое колесо нитрокраской. В инструкции не предусмотрено использование традиционных металлических стоек, но для основного шасси вы можете легко изготовить L-образную стойку из скрепки. Свернутая стойка шасси достаточно плотно садится в нишу и приклеивается к ее дну и боковым стенкам без дополнительных уплотнителей.

А  вот с носовым шасси придется повозиться. Во-первых, у него относительно замысловатая конструкция, хотя вы всегда можете отказаться от излишней детализации. Во-вторых, вам необходимо проследить за соблюдением наклона передней стойки шасси – если стойка будет стоять вертикально, а не на «полшага» вперед, уравновесить модель вам не удастся!

После того, как самолет встанет «на три точки», остается только установить винт (и покрасить колпак серебрянкой – у меня  с собой ее не было) и наклеить оставшиеся мелкие детали – антенну, датчики скорости и т.д. Я, впрочем, этого делать не стал, поскольку неискушенные зрители любят не только смотреть и но и трогать модель пальцами.

 

Готовая модель сверкает на солнце и в свете ламп, производя впечатление цельнометаллической. Теперь я буду обращать более пристальное внимание на выкройки, выполненные по этой технологии. Конечно, отсканированные и распечатанные выкройки такого эффекта получить не дадут…

Эта модель TS-8 Bies есть в нашем каталоге и вы можете приобрести ее. А с готовой моделью вы можете познакомиться на турбазе МО РФ "Красная поляна".

 

 

 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: сентября 14, 2003
Используются технологии uCoz