[Изображение логотипа компании]

Домой Вверх Содержание

История EA-6B

 

 

 

Палубный самолет РЭБ EA-6B Prowler

Прежний опыт эксплуатации самолетов сопровождения ЕА-6А, предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы, привел к разработке еще более совершенного варианта, известного как ЕА-6В Праулер. Внешне он практически не отличался от базовой модели А-6А, за исключением удлиненной на 1,37 м (4 фута 6 дюймов) носовой части и характерного контейнера на вершине киля, вмещавшего пассивные детекторы. Другие изменения касались усиления конструкции для возможности полета с увеличенным весом, размещения еще двух членов экипажа для работы с более современными средствами радиоэлектронной борьбы, большего запаса топлива и установки более мощных двигателей Пратт-Уитни J52-Р-408. На сегодняшний день экипаж EA-6B состоит из одного пилота и трех операторов комплекса РРТР и РЭБ.

Поставки серийных машин начались в 1971г. Система радиоэлектронной борьбы самолета Праулер основана на принципе тактического шумового радиопротиводействия ALQ-99; самолет мог нести до 10 передатчиков радиопомех. Улучшение способностей постановки радиопомех стало возможным после введения в 1978г. модификаций с увеличенной мощностью (ICAP).

 В 1982г. принято в эксплуатацию несколько усовершенствованных модификаций ICAP-2. В 1984г. компания Грумман получила задание на разработку усовершенствованного А-6, обозначенного А-6F Интрудер II. Самолет имел новый радар, систему доставки оружия извне зоны ПВО, "стеклянную" кабину и новый двигатель - бесфорсажный вариант турбовентиляторного двигателя Дженерал Электрик (General Electric) F404. Первый из пяти опытных образцов поднялся в воздух 25 августа 1987г., однако в 1989г., после летных испытаний трех самолетов, программа была прервана. Компания предложила более дешевую модель А-6G, но после оценочных испытаний она тоже была отвергнута (в январе 1989г.). Предпочтение было отдано программе усовершенствования систем вооружений. К моменту, когда в конце 1990г. последний вариант А-6 покинул производственные линии, ВМС и корпусу морской пехоты США было поставлено в общей сложности 660 этих дорогих, но универсальных боевых самолетов. 

 

Самолеты EA-6 состоят на вооружении авианосной авиации ВМФ США и используются для сопровождения групп ударных самолетов с целью обеспечения им радиоэлектронной зашиты посредством постановки помех радиолокационным постам ПВО противника, а также средствам его радиосвязи.
Самолет ЕА-6В создан на базе палубного штурмовика А-6А Intruder. Первая модель ЕА-6А носила имя Intruder, вторая - EA-6B Prowler. Прототип ЕА-6В совершил первый полет в мае 1968 года, всего выпущено 170 самолетов этого типа. При создании нового самолета фюзеляж базовой машины был удлинен на 1,37 м для размещения по схеме тандем двух двухместных кабин. На самолете установлены также более мощные двигатели J-52-P-408 с тягой на максимальном нефорсированном режиме 5080 кгс каждый.

В состав радиоэлектронного оборудования входит следующая аппаратура:
система групповой защиты AN/ALQ-99, которая может работать в одном из трех режимов: автоматический (обнаружение, опознавание, выбор объектов радиоэлектронного подавления и режимов работы передатчиков помех производятся без участия оператора),  полуавтоматический (цели для радиоэлектронного подавления выбирает оператор) и ручной (оператор сам оценивает радиоэлектронную обстановку и определяет режим постановки помех); Она состоит из подвесных контейнеров (до 5 шт.), двух бортовых ЭВМ и антенной системы на киле самолета. Разнообразные антенны, размещенные по корпусу, служат для приема и записи электронных сигналов, в то время как до пяти внешних гондол  могут посылать сигналы, глушащие вражеские радары. На носу каждой гондолы установлен динамо-генератор, приводимый в действие потоком набегающего воздуха. Таким образом, мощные передающие средства в каждой гондоле питаются автономно, принимая от центральной машины только сигналы управления.
станция AN/ALQ-92 для радиоэлектронного подавления радиосвязи противника и прежде всего для подавления радиосредств управления истребителями ПВО противника;
станция индивидуальной защиты AN/ALQ-126, осуществляющая постановку ответно-импульсных помех и срыв автосопровождения цели РЛС управления оружием и радиоэлектронными головками самонаведения противника для защиты самого самолета ЕА-6В;
разведывательный приемник AN/ALP-42, обеспечивающий работу двух систем постановки помех - AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126. Полученные с помощью приемника данные о радиоэлектронной обстановке обрабатываются центральной бортовой ЭВМ, которая согласовывает работу всех устройств радиоэлектронного подавления.
При необходимости обеспечения
дополнительного времени пребывания в воздухе самолет EA-6B может быть
дозаправлен с помощью KC-135 Кроме станции индивидуальной защиты AN/ALQ-126, самолет оснащен также автоматами ANALE-29A и -39, которые производят отстрел пиропатронов с дипольными отражателями, инфракрасными ловушками или сбрасываемыми передатчиками помех одноразового пользования. Команда на отстрел дается вручную членами экипажа или автоматически от системы предупреждения о радиолокационном облучении.

Модификации самолета:

EА-6А Intruder - первая серийная модификация 1963 года.
EA-6B Prowler
- модификация ЕА-6А 1971 года с систмой обнаружение и классификации РЛС ALQ-99 TJS (Tactical Jamming System).
EA-6B Prowler EXCAP (Expanded Capability) - модификация ЕА-6В с ALQ-99А, В, С.
EA-6B Prowler ICAP-1 (Improved Capability) - модификация с ALQ-99С(V).
EA-6B Prowler ICAP-2 (Improved Capability) - модификация с ALQ-99D(V).
EA-6B Prowler ADVCAP (Advanced Capability) - модификация 1989 года с ALQ-99F(V)  и модернизированным компьютером AYK-14.


В настоящее время на вооружении флота и морской пехоты США состоит около 170 машин этого типа.

 

Тактико-технические характеристики :
Год принятия на вооружение
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная
Топливо, кг
- внутренние топливо
- ПТБ
Тип двигателя
Тяга, кН
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Дальность действия, км
Скороподьемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел
- 1963
- 16.15
- 18.24
- 4.95
- 49.13

- 14321
- 27493
- 29484

- 6995
- 4547 (5 х 1514.2)
-2 ТРД  Pratt & Whitney J52-P-408
- 2 х 49.8
- 1315
- 744
- 3861
- 1769
- 3932
- 12550
- 4

Вооружение:

Встроенное вооружение отсутствует. Для размещения вооружения предусмотрен один подфюзеляжный и четыре (по два на борт) подкрылевых узла наружной подвески вооружения весом до 8165 кг (18000 фунтов). Как правило EA-6B оснащается только контейнерными комплексами РЭБ и подвесными топливными баками, однако стандартный конструктив подвески позволяет использовать и ракеты класса "воздух-воздух" или "воздух-земля" (обычно HARM). В такой конфигурации устанавливается одна ракета на внутренней подкрыльевой подвеске, а симметричная ей точка крепления оснащается сбрасываемым топливным баком.

 

 

 

Фотографии 

 
EA-6B перед стартом.Модульная подвеска позволяет
легко модифицировать комплект оборудования.
Раскраска EA-6B, принадлежащего корпусу морской пехоты.
Prowler во время агрессии США в Югославии. 1999 г.
 

 

Послать письмо voldemarus@narod.ru  
Авторские права © 2003 Картонная армия
Последнее изменение: июля 26, 2003
Используются технологии uCoz